В запросах о будущих темах наши читатели просили поговорить со священником. А имя героя подсказал Инстаграм. И вот в один из теплых сентябрьских дней мы встретились с настоятелем церкви великомученика Пантелеимона в Полоцке. У храма было тихо, светло и как-то по-особенному спокойно, а иерей Александр Козел, кажется, знал ответы на все вопросы.
Почему люди теряют глубину и стали поверхностны? Можно ли простить измену и кого разрушает обида? Какой человек – самый свободный и где начинается наша точка духовного роста? Чем полезны испытания и как понять, что Богу угодно? Долгий, глубокий и достаточно откровенный разговор случился у нас с отцом Александром. Давайте вместе порассуждаем о духовном росте и развитии.
Фото: Кирилл Смоляков
«Инстаграм – инструмент миссионерства, один из многих»
– К этой беседе нас привел Инстаграм – страничка храма очень популярна в Полоцке, известна за его пределами. Как она появилась?
– Задумка появилась, когда меня отправили служить на этот приход и здесь практически не было прихожан. Храм существует с 2015 года, но о нем в принципе мало кто знал. Не было постоянного настоятеля, что большая проблема: так сложно организовать какую-то общину. Потом появился Отец Марк, достаточно молодой еще, деятельный, но в декабре 2020 года он умер от ковида. В то время я был в Поставах (сам из тех краев), и у меня появилась возможность служить там вторым священником – мне все нравилось, строил какие-то планы, думал осесть до конца дней. Но прямо перед Рождеством вдруг получаю указ о своем назначении сюда. Это был своего рода шок.
Когда мы приехали, здесь было некоторое уныние, печаль. Все же я приехал из очень верующего региона, большого прихода. А в Полоцке была небольшая кучка людей, но замечательных, самоотверженных, способных чем-то помочь. Мне нужно было дальше понять, чем живет Полоцк. И я выбрал такой чопорный путь: пойти прямо по домам. Представлялся, знакомился, дарил Евангелие, листовки, приглашал на богослужения. Но это казалось навязчивым – квартирная миссия не всегда удобна для людей, к которым приходят. И самому неловко. Потому и решил: надо завести Инстаграм – народ узнает и подтянется. Так и случилось. Медленно, но случилось.
– Про ваш Инстаграм говорят, что он на удивление либеральный.
– Знаете, я не мыслю такими категориями. Вести себя нужно так, как подсказывает тебе сердце, обстановка, и чтобы это не вступало в конфликт с Божьими заповедями. Стараюсь говорить с человеком на его языке, где-то упрощаю, какие-то барьеры снимаю. Наверное, не все со мной согласны, может быть критика с разных сторон. Но Инстаграм – это инструмент миссионерства, один из многих, его можно и нужно использовать. В основном к нашей страничке относятся доброжелательно.
– Времени на него хватает?
– Нет! Это моя большая душевная боль. Когда ты священник-настоятель, тебе приходится заниматься стройками, разными бюрократическими моментами, всем этим. Конечно, богослужениями – в первую очередь. Это мои обязанности. Но еще саморазвитием, подготовкой к проповеди, к воскресной школе. Крещения, похороны, общение с людьми, беседы в школах – все это ведь тоже нужно, это часть служения. Наконец, семьей своей нужно заниматься, у нас двое маленьких детей. И как регулярно успевать в плане Инстаграма, я пока не знаю.
– А у вас есть помощники?
– В основном, жена. Но и другие люди находятся. Например, наша подруга-прихожанка помогает нам с фотографией и съемкой. В идеале хотелось бы создать команду, чтобы выходил регулярный контент. Если это будет Богу угодно, конечно, потому что делать это для самого себя – не имеет никакого смысла. В любом случае, будем рады, если найдутся желающие поучаствовать в этом творческом и полезном деле. Так что пишите нам!
– Много ли пишут вам в Инстаграм?
– Да, я даже иногда боюсь такого наплыва, ведь времени нет всем ответить, не формально отписаться, а поговорить. Задают вопросы, благодарят за ответы на вопросы, просто благодарят. Для многих это удобный формат: я же сам иногда пишу в сториз, что можно задать вопрос, и люди откликаются. В жизни они или стесняются, или даже не добираются до храма, но вопрос задать – это же просто. Люди могут начать с Инстаграма, читать, переходить по ссылкам каким-то, а потом понимают, что им уже пора на литургию.
«Школа, футбол, Counter-Strike, все как у всех – только еще и Церковь»
– Нельзя не спросить про начало: как вы стали священником?
– Я, можно сказать, хороший пример того, как ребенка с детства воспитывали в церкви. Всегда ходил с мамой на литургию, мне это нравилось. Я с детства хотел уже священнику прислуживать: и в третьем классе напросился, меня взяли в алтарь. С тех пор у меня началась фактически собственная духовная жизнь. Я ходил в церковь независимо от того, ходит мама или не ходит. Отец ко всему благосклонно относился, но сам храм, в принципе, не посещал.
Так, с третьего класса я уже прислуживал в церкви, выполнял обязанности пономаря, учился читать, петь на клиросе. Это была неотъемлемая часть моей жизни. И просто сама по себе возникла мысль, а почему бы мне не продолжиться в этом: не быть верующим выходного дня, когда ты всю неделю на одной работе, а потом в воскресенье идешь в церковь, а с понедельника снова окунаешься в другую жизнь. В этом присутствует некоторая двойственность. О ней, к слову, говорят и прихожане, случается.
– Поясните.
– Говорят: я так рад, когда прихожу в воскресенье в храм, общаюсь тут и вижусь с людьми, близкими по духу. Потому что в понедельник прихожу на работу и окунаюсь совсем в другую атмосферу: где есть сплетни, осуждения, матерщина, зависть и большинство пороков. Потому я в свое время решил – если могу быть полезен Церкви, то почему бы не служить ей. Это была как влюбленность. Не было такого дня, когда я резко понял, что хочу служить. Это как с чувствами к жене – если я буду перечислять, за что ее полюбил, то это что такое? Какой-то прагматичный подход. В любви так не работает. И с Церковью так: не было дня, в который я все понял. Или каких-то рациональных доводов. Все случилось естественно, зов сердца, внутреннее чутье.
– Она всегда была частью вашей жизни?
– Да, и у меня в ней были друзья. Школа, футбол, Counter-Strike, все как у всех – только еще и церковная жизнь. И, знаете, все обошлось без потрясений, дурных компаний, не было чего-то такого ни в детстве, ни в юности.
– Родители влияли на ваш выбор?
– Они, конечно, советовали получить сначала какую-то светскую профессию, а потом уже, если твердо решил, вернуться к этой мысли. Рассуждали правильно и логически: как можно определиться в 17 лет, когда ты еще не видел этой жизни, не имеешь опыта. Но я стал ходить к репетиторам, собирался на юридический, и все же понял – что-то я делаю не то.
– Куда поступили в итоге?
– В Институт теологии имени Мефодия и Кирилла при БГУ, на богословский факультет со светским дипломом. То есть я получил богословское систематическое образование, стал теологом-религиоведом, но при этом еще стал преподавателем обществоведения и истории Беларуси. Могу даже преподавать в школе. Да, не все мне нравилось, случалось, что я даже сомневался, действительно ли верующие некоторые студенты. Не хватало дисциплины, строгости к самому себе, людей, близких по духу. Хотел даже перевестись в семинарию, но вот отучился в БГУ.
– Учились долго?
– Четыре года. И важно, что во время учебы я попал в Свято-Духов кафедральный собор и там стал иподиаконом митрополита Павла. На тот момент он был предстоятелем Белорусской Православной Церкви. Там я уже смог получить всю дисциплину и строгость, самоконтроль, большой опыт приходской жизни. Сопровождал митрополита по всей Беларуси, имел опыт послушания, увидел жизнь разных приходов. Это командная жизнь, там я обрел замечательных друзей, поддержку. Обрел именно то, что нужно мне. А после окончания института я сразу женился, поступил в магистратуру Минской духовной академии. На первом курсе стал диаконом. После первого курса Академии меня рукоположили в священники и направили служить в Поставы. С понедельника по пятницу я учился, а по выходным служил.
– А потом случился Полоцк, который называют колыбелью духовности, и, кажется, вы его полюбили далеко не сразу?
– Когда меня сюда перевели, я не любил Полоцк и не понимал. Было очень некомфортно. Какой-то разбросанный, что ли. Просто не лежала к нему душа. А сейчас я настолько на своем месте, полюбил! И всем говорю открыто: реально, лучше жить сейчас в Полоцке-Новополоцке. Это и не областной центр, не столица, где ритм кипит, все дорогое, но и не совсем маленькая провинция. Тут совмещается и спокойствие жизни, и доступность всего – сады, школы, торговые центры, замечательные места для прогулки. И самое главное – люди. Когда появилось окружение хорошее, тогда и город полюбил.
– А где вы любите гулять?
– Парк у Кургана, в центре, Софийский собор. Если летом, в Азино ездим на пляж. Новополоцк, Молодежная – тоже. Многие места стали любимыми. Но, знаете, вернусь к тому, почему сразу не полюбил Полоцк, и не мог согласиться, что это очень духовный город. Это только мое мнение: за годы советской власти коммунистическая пропаганда поставила задачу сделать один из главных европейских христианских центров атеистическим. И у них, я считаю, получилось. Плоды этого мы пожинаем до сих пор. На такие огромные города не так уж и много приходов. И есть даже такое непонимание среди людей.
– В чем оно заключается?
– Есть те, кто считает, что воцерковление предполагает отстаивание каждой нотки своей обрядности, и они не умеют находить компромисс с теми, кто только пришел в церковь, только учится. Нет попытки объяснить простым языком, не сводя все к ритуалам, платкам, длинным юбкам. Словом, есть определенные проблемы. Но главная – люди торопятся жить, и вера в Бога является как неким придатком, «просто традицией». Вот мы верующие, сходим в церковь, освятим пасхальные яички, возьмем святой водички, и на этом все. Нет стремления к познанию Бога, интереса к Библии. Люди мыслят свайпами: полистали, полайкали тот же Инстаграм и закрыли. Стали мало читать сейчас люди.
– Читаем по диагонали. Просто «серфим» по тексту.
– Это так. Отчего пропадает тяга к мировоззрению, смыслу жизни, поиску глубины. Современный человек часто теряет глубину, становясь поверхностным. Поверхностные подписки, программы, даже еда – какой-то фастфуд. Те же быстрые заказы в маркетплейсе, все быстро, без вдумчивости.
– Мы живем быстрым дофамином: получили лайк – ага, маленькое поглаживание. Сериал, отдых по пятницам, все быстро, просто, по чуть-чуть. Читать книгу две недели – уже какая-то роскошь получается.
– Да, есть такое. Это, конечно, не только Полоцка проблема. Просто здесь, надеюсь, я повзрослел, задумался о каких-то моментах. Когда служил в Поставах и видел полный храм людей, думал, о, как прекрасно. Но если вдуматься, во что человек верит, как верит, как этой верой руководствуется в жизни – может оказаться, что от православия у человека есть только обёртка.
«Поиск Бога – это всегда выход из зоны комфорта»
– В религии действительно много обрядности. Люди могут ходить за ней в храм, но в обычной жизни не думать о Боге совсем. Как к нему прийти? Если кто-то решил начать этот духовный путь, с чего будет старт?
– У каждого человека абсолютно свой путь к Богу. У кого-то это закладывается родителями, с самого детства, и тогда человек постепенно открывает для себя церковную культуру: есть скелет – возьмем образно – и вокруг него формируется мускулатура. Это очень хороший путь, но при этом долгий, и это должны понимать родители. Если хотите воспитать ребенка, начинайте с младенчества. Дети, которые с раннего детства ходят в церковь, причащаются, и дети, у которых нет духовного воспитания – это совершенно разные дети. И, как правило, со вторыми гораздо больше проблем.
– Потому что у первых есть опора?
– Да, у этих детей есть духовное воспитание, смыслы. А ведь многие люди и во взрослом возрасте, и в сорок-пятьдесят лет живут просто по накатанной. У нас ведь самая главная проблема – жить только физиологическими потребностями. Всем надо поесть, поспать, получить какие-то удовольствия и заработать денег для этого более-менее комфортного существования.
Порочный круг замыкается, и человек десятилетиями может жить только по такому принципу: я с понедельника по пятницу поработал, в пятницу за двушечкой пива я в условный «Грошик» пошел, сделал что-то полезное по дому в субботу, сводил куда надо детей, попарился в бане. В воскресенье полежал на диване, покушал и с понедельника опять на работу. Но рано или поздно все эти прелести жизни разбиваются – о болезни, о смерти близких, и тогда человек может увеличивать порцию дофамина алкоголем, каким-то еще увлечением. Либо человек все же понимает: опора должна быть в жизни именно на Бога. Наша жизнь очень коротка, и вряд ли она создана только для того, чтобы мы ели, спали, насыщались. Поиск Бога – это всегда выход из зоны комфорта.
– К Богу часто приходят в осознанном возрасте, очень взрослыми?
– Да, есть такая категория людей, когда человек прошел все социальные лифты, состоялся и тогда задумывается: а дальше что? Так и буду жить с понедельника по воскресенье, а потом просто стареть и умирать? Или есть какое-то еще предназначение? Приходит осознание, что есть Бог, и Он что-то от нас хочет. Так начинается духовная жажда. И человек меняет свою жизнь, порой кардинально.
– Какие еще пути есть?
– Есть категория людей, которые обращаются к Богу на закате жизни – много свободного времени, нечего делать, а рядом церковь. Их толкает туда одиночество зачастую. Хорошо это или нет? Лучше любым способом прийти к Богу, чем не прийти. Так что, с чего начать, универсального ответа нет. Кто-то задумался о Боге, начал читать, искать ответы на вопросы, в итоге сам пришел в церковь. Это очень хороший путь. Кто-то ходил в храм, свечки ставил по большим праздникам, а потом что-то случилось в жизни, испытание – и человек начал свое духовное развитие. Сколько проблем, историй, столько и путей к Богу. Обобщенные выводы сделать сложно. Если вы умом осознаёте важность встречи с Богом, но веры нет и действий тоже, то постоянно молитесь так: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне, неверующему, в Тебя поверить и жить так, как было бы и Тебе угодно». Поверьте, результат такого взывания к Богу не останется бесследным.
«Без этого корабля спасения ты утонешь в океане»
– Корить себя не стоит, если пришел к Богу как-то не так, как будто неправильно?
– Нужно понимать, что у человека будут определенные преграды на пути к Богу. Во-первых, это не всегда понятная для многих культура. Церковь я сравниваю с кораблем, который плывет уже 2000 лет.
– Архаичная несколько культура…
– Возможно, и это для тех, кто не с детства в Церкви. Кто с детства, для него это органичная среда. Так вот, если этот корабль плывет 2000 лет, на корабле за это время образовались какие-то ракушки, наросты, они вроде бы не нужны – но и без них тоже никак. В церковной жизни очень похоже, все это напоминает о пройденном пути. Без этого корабля спасения ты никуда не денешься: иначе ты утонешь в океане. Спрыгнешь в лодку – далеко не уплывешь.
Да, язык богослужения не всегда понятен. Но поверьте, воцерковляясь, человек легко способен за пару месяцев освоить смысл и слова Литургии… было бы желание.
– Нужно приготовиться к тому, что это путь, и ты не все сразу поймешь?
– Это даже хорошо, что не сразу. Приведу простую аналогию: вот начали парень и девушка встречаться, порой девушка должна парня проверить – а серьезные ли у тебя чувства, а на что ты готов. Ведь если девушка в первый вечер или просто быстро отдалась, то любви в этом никакой нет, ты просто пользуешься человеком. А когда ты показал серьезность намерений, это и есть процесс любви, своего рода духовный подвиг. Да, в Церкви есть вещи устаревшие, непонятные на первый взгляд. Но при этом они очень глубокие, и это все может способствовать христианскому миропознанию. Это не потребительское отношение к Богу, когда ты приходишь просто за каким-то комфортом.
«В жизни каждого человека есть моменты, когда Бог к нему пытается достучаться»
– Если к Богу обратился через кризис, когда случилось какое-то горе. Это не про потребительское отношение к вере? Когда ты латаешь дыры и свои ошибки резким воцерковлением?
– Ну смотрите, Бог есть Любовь. Это главная истина евангельская. И многие притчи показывают Бога как такого Небесного Отца, который, сколько бы мы ни падали, сколько бы мы от Него не отрекались, Он всегда нас готов простить и всегда нас ждет. Простой пример: дети ушли от родителей, забыли, не навещают. А потом случилась беда, и дети побежали за помощью к родителям. И те рады помочь! Да, может где-то они чувствуют неискренность, где-то им обидно, что нужны они стали только в такой момент, а не просто так, но они рады и этому. Потому, если человек приходит к Богу даже через скорби и потом остается с Ним, Господь этому радуется. В жизни каждого человека есть моменты, когда Бог к нему пытается достучаться. Это происходит в жизни даже самого убежденного атеиста.
– Но решение ты принимаешь сам?
– Да. Бог стучится очень робко, деликатно. А решение ты оставляешь за собой. Когда я беседую с молодыми родителями, с крестными перед Крещением, я всегда им говорю: идите к Богу, когда у вас все хорошо. Когда у вас эти приятные хлопоты, молодость, когда все получается. Это же прекрасно! Зачем ждать, когда идти к Нему придется через скорбь и слезы? Можно сказать: ну вот почему Бог такой суровый? Всё как в жизни – если ребенка нужно чему-то научить, а он не понимает, не слушается, учить приходится порой через слёзы. Но для чего? Чтобы научить, чтобы спасти. Так и Бог, мне кажется, относится к каждому человеку.
– Нормально ли, если что-то в церкви человека не устраивает. Например, не нравится конкретный священник?
– Нормально. Если все устраивает, в чем тогда ваша точка духовного роста? Проповеди ублажают, они так по сердцу, все комфортно. А ведь какая-то проповедь должна тебя укорить, какая-то смирить, понимаете? Это и есть духовный рост. Господь может действовать по-разному, не так как мы захотим. Обиделись за что-то на Церковь, но может быть, вы сами относились к ней поверхностно: детей покрестить, свечку поставить, яблочки освятить? Открывали ли вы Евангелие? Есть такое выражение: Истина без вас обойдется, а вот вы без Истины нет. А Истина – это сам Христос.
Нельзя привязываться к личности, ассоциировать Церковь с ней. Во главе Церкви стоит не митрополит, не епископ, не лучший священник прихода – а Христос. Он все равно невидимо Ею управляет. Не верите в это? Значит не верите Его Слову и промыслу.
Не нужно привязываться к личности. Самая большая трагедия для Церкви – мы, плохие христиане. Я в том числе. Мы же все могли бы быть лучше и больше сделать для Нее. Мы сами вольно-невольно делаем ошибки и кого-то можем смутить. Я тоже, в том же Инстаграме. Но разве это должно оттолкнуть истинно верующего человека от Церкви, которую основал не я, не другой священник, а Христос? Он основал Таинство Причастия. И нас, разных по статусу, полу, возрасту, характеру, в Церкви объединяет Христос – своей Плотью и Кровью мы соединяемся с Ним. А читая Новый Завет, мы видим, что без участия в Таинстве Причастия невозможно полноценно быть христианином.
Я прихожу в Церковь не для того, чтобы соединиться со священником, проповеди которого я, например, не выношу. Вот сегодня мне не нравится его проповедь, завтра меня смущает его огромный живот и густая борода. И что? Я иду в Церковь ко Христу. Это главное. Но к этому нужно прийти, это этап взросления.
Начинай с малого и расти
– Мы также собрали вопросы от наших читателей. Например, они спрашивают, как церковь относится к вегетарианству?
– Весь мир создан, чтобы помогать человеку жить. На самом деле человек – очень свободное существо. Это венец творения. С точки зрения христианства вегетарианство – не хорошо и не плохо. Если думать о том, что я буду есть меньше животной пищи, и животных от этого меньше погибнет, ну не совсем так. Курица будет выкидываться на помойку, если срок годности вышел, а животных на фермах будут выращивать и убивать. Многие думают, что вегетарианство связано с постом.
– А точно не связано?
– Нет, человек постится, чтобы стать свободным от своих привязанностей. Ты независим от того, что на тарелке, что едят и советуют другие. Конечно, пища животного происхождения влияет на организм человека, провоцирует страсти. Да, человек достигший обжорства, не сможет хорошо помолиться – как говорится, сытое брюхо к молитве глухо. Скажу так: христианину можно все, и алкоголь, как бы крамольно это ни звучало. И мясо можно, и фастфуд, но ты не должен становиться рабом этих вещей. А это тонкая грань, очень.
Например, ты не ешь мясо, не соприкасаешься с убийством животных, но ты осуждаешь. Или завидуешь, блудишь. Живешь по каким-то грехам, порокам, страстям. Что Богу от того, что ты не съел это мясо? Он тебя не по этому критерию будет судить. В Евангелии говорится: не то, что входит в человека, оскверняет его, а то, что выходит. А что выходит? Мысли, слова, действия. Апостол Павел говорил, что «всё мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мной».
– Как вы относитесь к модным сейчас аскезам?
– Само понятие «аскеза» есть глубоко христианское. Аскетичный человек – тот, который старается воздерживаться в той или иной области. В христианском подвиге это тот человек, который мало ест, мало спит, и мало грешит, скромный, молитвенный. Сейчас под аскезой понимается некоторое воздержание для достижения физического результата. И мне это, кстати, нравится. Потому что через тему модной аскезы очень легко с людьми начинать говорить о духовной жизни и о важности поста.
Аналогии помогают. Чтобы достичь успехов в спорте, нужно регулярно заниматься, ну ничего не будет за раз и без системы. Так и в христианской духовной жизни – невозможно прийти к Богу, и сразу взвалить на себя все предписания, все посты, много читать Библию. Человек просто сразу перегорит, насытится этим и отойдет, он будет изможден. Идете к Богу, начинайте с малого – придите на литургию, или откройте Библию. Молитесь сначала своими словами, как умеете. Но нужно делать это постоянно, а не раз от разу. И тогда медленно, но верно в жизни человека будут происходить изменения. А потом ему захочется глубины, захочется совершенствоваться в духовной жизни. Все как в спорте, начинай с малого и расти. Начни с себя, со своего спасения.
– Как определить, что ты истинный христианин?
– Апостол Павел приводил плоды Святого Духа: если у тебя есть Любовь, Радость, Мир, Долготерпение, Благость, Милосердие, Вера, Кротость, Воздержание – ты свободен от всего. Тебе не нужны посты, правила, предписания. Ты уже свободен, ты уже воздерживаешься, не осуждаешь, любишь. Так что, хорошо, что аскеза есть, это в данном случае не духовное понятие, но доступное для объяснения христианских ценностей.
– Почему символ всего христианства – именно крест? Ведь это место распятия, боли, страдания, скорби. Символ, связанный с горем и несправедливостью. Почему не ясли или колыбелька Иисуса стали этим символом?
– Жизнь Христа с мирской точки зрения – это жизнь неудачника. Ведь успех часто определяется у многих уровнем комфорта, власти, свободы и уважения. И по такой логике Христос должен был родиться не в хлеву среди навоза и скота, а в царских палатах. А похороны такого человека должны пройти масштабно и рыдать должен весь мир. Но что мы видим? Создатель и Творец вселенной прожил свои 33 года в нищете, люди знали о Нём лишь в пределах небольшой Израильской области, а когда Его распяли, то даже ближайшие Его ученики в страхе предали и сбежали. Причём распяли за что? Откуда было столько к Нему ненависти и издевательств? Всё из-за Его смирения, любви и добра.
В итоге, Христос из своей позорной казни и креста совершил главную победу в истории человечества – победу Любви над злом. Хотя внешне казалось, что всё у Него пошло не по плану и такому доброму человеку просто не повезло. Поэтому Господь самое страшное и несправедливое в нашей жизни может обернуть в самое нужное и спасительное для нас.
– То есть все-таки крест и Голгофа необходимы для обращения к сути?
– Да. Представьте себе, что Христос умер за миллиарды людей. И нам кажется, ну да, за великое дело можно пострадать. Это укладывается в голове. А за одного человека, абсолютно чужого, будешь ли ты «впрягаться»? Ну как бы зачем, кто он мне, у меня семья, какие-то свои дела, обязанности. Почему я должен? Так вот Христос «впрягся» вообще за всех людей – за тех, кто отвернулся, кто в Него вообще не верит, кто предал Его. За всех. И если бы только один человек нуждался в искупительном подвиге Христа, Он бы и ради него одного сошел на землю и был распят. Он за вас распялся, за меня. Значит, Он знает наши страдания, понимает их, и являет собой поразительную любовь к каждому из нас. Потому крест – важнейший символ, помогающий осмыслить это.
– «Вся власть от Бога». Как это?
Об этом говорится в Библии. Здесь понимается обобщенно: если мы хотим жіть в мире порядка, должна быть иерархия. И она начинается от мужа и жены. Жена должна быть послушной своему мужу, а муж должен любить свою жену колоссальной жертвенной любовью. В Новом Завете говорится: «Мужья, обращайтесь со своими женами, как с немощнейшим сосудом». То есть, как с очень хрупким, драгоценным. И тогда в семье не будет разлада, непонимания. И про детей так же – дети, слушайте своих родителей. Родители, не раздражайте своих детей. А потом эта конструкция порядка переносится на общество.
Есть все же иерархия, и где-то это нас смиряет. Общество привыкло успешно функционировать там, где есть эта вертикаль. Другое дело, если ты получил ту или иную меру власти, будь ты муж или начальник, и ты ее используешь для своей корысти или еще чего-то злого, ты получишь тягчайшее осуждение. Власть тебе дана от Бога, помни это – вот о чем высказывание. Действуй по Его наставлениям, по законам Божьим. Перед Богом ответит каждый, у него все под контролем.
– Как привыкнуть к тому, что в мире нет справедливости и этот абсолют невозможен?
– Христос в Евангелии говорит, что мир лежит во зле. Это значит, что добиться полноценной справедливости в этом мире не получится. Но ведь если Христос поступает с нами не по справедливости, а по милости, может стоит и нам поучиться этому? Ведь милости и прощению можно поучиться только тогда, когда у нас будут несправедливые обстоятельства, где нужно набраться сил и сделать эти шаги. А Господь простит только тем людям, кто смог простить сам.
– А как современному человеку понимать выражение «У каждого свой крест»?
– Мы многого не знаем, нам кажется, что было бы лучше, если бы у нас было то, то и то. Бог любит абсолютно каждого человека. И если сейчас у нас какие-то испытания, значит, так сейчас нужно тебе. Если решается проблема – решай. Если нет, возложи ее на Бога.
– В вере часто говорят о прощении. Но как простить обиду, предательство?
– Если мы берем отношения между мужчиной и женщиной, то самая большая боль будет там, где была близость до брака. Мужчина и женщина могут жить как муж и жена, не будучи таковыми, снимают жилье, например, а потом расходятся. И это будет огромная боль, тяжелейшая. Но виноваты будут оба. Потому что оба не соблюли границу дозволенного. То есть ты знал, что раньше времени перешел те границы, что нельзя переходить. Ты совершил тяжелейший грех, но пошел на это. Потому ты будешь нести эту ответственность, эти страдания как последствия.
– Но сейчас очень мало людей, которые пытаются сохранить целомудрие до брака.
– Отсюда все беды и расставания. Люди пресытились, насытились друг другом, стали жить не из любви, а из похоти. Ее стали называть любовью. А потом похоть прошла, и оказалось, что любви к человеку не было. Потому, если не хочешь, чтобы была большая травма – воздержись. Да, пока только за ручку, разговариваем, узнаем друг друга. Зачем ты преступаешь Божью заповедь? Это же не просто так дано. Ты сам столкнешься с последствиями и сам будешь виноват.
– Как не носить в себе обиду?
– Как минимум, начинать осознавать свои обиды и работать над этим. С христианской точки зрения человек, который обижается – проявляет свою слабость. Свое тщеславие и гордость. Тщеславный человек очень слаб, он зависит от чужого мнения. Любит только хорошее, чтобы его хвалили, живет этой дозой дофамина. А если его критикуют, все, он в обиде, он несчастлив. Это следствие духовной слабости. Но опять же, все зависит от размера обиды. Вот как простить измену?
– Как?
– Ее можно и не простить. И человека можно понять. Христос говорил, что развод допускается только в случае измены – семья уже разрушена. Важно учиться самой главной христианской добродетели, смирению. Это не проглатывание всего и вся, не бесхребетность. Смирение происходит от слова «мир». Смиренный человек – самый свободный человек. Ему без разницы, говорят он нем плохо или хорошо. Он не зависит ни от критики, ни от похвалы. Его сложно кольнуть и обидеть, он старается меньше думать о себе, и тем приобретает свободу.
Смиренный человек прокладывает себе самый надежный путь в Царство Божье. Христос говорил: «Подражайте мне, ибо я кроток и смирен сердцем». Мы даже не можем себе представить Христа, который взял и на что-то там обиделся. Более того, он молился за распинающих Его. Поэтому обиду можно простить только Божьей помощью, если ты верующий. Он может дать тебе силу и благодать ее простить. Как простить измену без этого? Не знаю, может даже и никак.
– Оставшаяся обида разрушает, это путь куда-то вниз?
– Конечно, потому что человек терзает себя, ковыряет в себе эту боль. Ах, вот я бы ему так сказал, так поступил, ах как он мог. И еще больше ранится об это, заражается. Не нужно так застревать в этом. Полагайтесь на Бога, скажите ему: да, вот я такой косячный, но я дальше постараюсь этого не делать, идти вперед. И идите уже. Не носитесь с этой обидой, исцеляйтесь от нее.
– Отец Александр, что такое любовь?
– Жертвенность. В греческом языке есть шесть терминов любви. Эрос – плотское, чувственное возбуждение. Филия – любовь между друзьями, а есть категория любви к пищи и т.д. Словом «любовь» мы чего только не называем. А есть термин «агапе», это жертвенная любовь. Божественное свойство, и такая любовь – про желание послужить человеку. Любовь и жертвенность – это про служение.
– А стоит ли держать в себе безответную любовь?
– Стоит разбирать каждый случай. Когда не знаешь, как поступить, спроси совета у Бога, помолись. Попроси, если это мой человек, ну пусть мы будем вместе. Нужно учитывать, что Господь тоже живет в нашей жизни – ровно настолько, насколько мы попускаем Его. Если мнение Его нас не интересует, Он не будет вмешиваться.
– Не будет подсказывать?
– Да. Но если Его слова для нас очень важны, если мы просим Его помощи, вразумления, знака – Господь как-то устроит.
Читайте также: В Беларуси начался месяц религиозного туризма. Какие места посетить?
В Полоцке пройдет фестиваль органной музыки «Званы Сафіі». Смотрите программу
В Полоцке открылась выставка творческого объединения «4-63». Что зашифровано в названии?