Как известно, Госавтоинспекция может выявлять нарушителей с помощью дронов. И такая практика введена в Полоцком районе с конца весны этого года. Мы отправились в рейд с сотрудниками ГАИ Полоцкого райисполкома, чтобы проверить, как новшество работает «в поле».
Про квадрокоптеры мы поговорили с инспектором дорожно-патрульной службы Максимом Макаровым. Именно он управлял дроном, который в тот субботний день дежурил вместе с Госавтоинспекцией.
По словам Максима, высота полёта устройства может быть различной. Она определяется исходя из особенностей окружающей среды, погоды и ситуации на дороге. В среднем, высота, на которой обычно работает данный беспилотник, примерно 100-150 метров. «На высоте сто метров дрон сложно увидеть», - говорит инспектор. И добавляет: «Особенно если ты совершаешь обгон».
Заряд батареи держится чуть больше получаса, после чего летательный аппарат издаёт звуковой сигнал и возвращается «на базу» в автоматическом режиме. Оператор устанавливает сменную АКБ (она далее заряжается на месте) и продолжает патрулирование дороги.
Мы поинтересовались, как ведет себя дрон во время ливня или при сильных порывах ветра? Оказалось, что эффективность снижается, но незначительно, и даже мощный порыв ветра не сдувает прибор – он отлично стабилизируется. А как насчет птиц? «Птицы, слава Богу, еще не нападали, но во время обучения такую ситуацию, конечно, обсуждали. В основном, птицы боятся, но на агрегат поменьше могут начать и охоту», - с улыбкой ответил Максим. И добавил, что окончил курсы и получил свидетельство, разрешающее управлять беспилотником.
Какие нарушения могут быть зафиксированы?
С помощью квадрокоптера оператор может зафиксировать пересечение одинарной либо двойной сплошной линии, непристёгнутый ремень безопасности, использование мобильного телефона во время управления транспортного средства.
Сотрудники ГАИ часто пользуются функцией фиксации дрона на конкретном автомобиле. То есть беспилотник может «сопровождать» машину, которая совершила правонарушение.
На наших глазах как раз развернулась такая картина: белый легковой автомобиль совершает обгон на пешеходном переходе. Камера на беспилотнике записывает видео правонарушения, где видны место обгона, регистрационный знак автомобиля нарушителя и само транспортное средство. Примерно в 5 километрах от «места событий» дежурят сотрудники ГАИ, которым оперативно передается информация. Они останавливают авто правонарушителя и составляют протокол.
«В 95% случаев – лишение прав», - коротко комментирует Максим Макаров происходящее на экране.
Интересуемся, а что если машина не доехала до сотрудников ГАИ в пяти километрах от нас? Оператор кивает и сообщает: «Да, такое бывает, что машина свернет раньше или правонарушение будет зафиксировано в обратном направлении от экипажа ГАИ. В таком случае водитель может быть привлечен к ответственности, ведь правонарушение зафиксировано на видео, ну и информацию можно передать другому экипажу, чтобы коллеги отрабатывали эту машину».
Таблички нет
Кстати, на отрезках дороги, где проводится видеофиксация с помощью беспилотника, табличка с предупреждением об этом не должна быть установлена, хотя в ПДД предусмотрены соответствующие знаки для обозначения камер, работающих в автоматическом режиме измерения скорости, и участков средней скорости. Установка знаков при работе дронов и ручных измерителей скорости ничем не регламентирована. Что делает такой мониторинг еще более эффективным.
Пока мы общались, в течение часа инспектор ДПС зафиксировал 4 правонарушения.
Как выбирают участки для патрулирования?
Участок патрулирования дороги выбирается исходя из наличия наиболее опасных и аварийных сегментов. Основные критерии отбора — количество ДТП на отрезке дороги, длинные участки, где действуют те или иные ограничения для маневров. Ведь именно обгон — самый опасный из маневров, которые водитель может осуществить во время движения.
Мы поговорили с водителями Полоцка и Новополоцка, что они думают на этот счет.
Андрей, стаж вождения 5 лет:
—Я слышал, что мониторят в Беларуси с дроном, но не думал, что у нас в Полоцком районе такое практикуется. Давно?
Станислав Иванович, стаж вождения 47 лет:
—Ну и правильно, водители эти летят на огромной скорости, разметку не смотрят. А потом аварии. С возрастом уже понимаешь, что везде успеешь.
Валерия, стаж вождения меньше года:
—Я не знала, что с дрона фиксируют. У меня опыта очень мало, я стараюсь ездить так, как учили в автошколе, плюс каждый новый выезд на дорогу – это новые ситуации, так и набираюсь опыта. А как по-другому? Бывает, я кожей чувствую, что раздражаю других водителей, когда, например, еду 40 километров в час, собственно там, где и стоит такое ограничение: обгоняют, иногда могут что-то обидное крикнуть в окно.
Никита, стаж вождения, 13 лет:
— На мой взгляд, эффективно это, только если поставлена задача, так сказать, воспитать правонарушителей. Мне не особо нравится вся эта история с дронами, потому что на дороге случаются разные ситуации, не всегда получается ехать по правилам.
«С беспилотниками уже работают, можно сказать, все подразделения Госавтоинспекции области. Везде, где они применяются, отмечается их высокая эффективность. Широким остается и спектр нарушений, который они выявляют: от неправильного обгона, до непропуска пешеходов и других грубых нарушений. Наиболее активно беспилотники выходят на патруль во время часов-пик, а также на потенциально опасных участках дорог. Очень важно, что снятое правонарушение и предъявленная запись практически для каждого водителя снимает вопрос о виновности», – отмечает начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Витебского облисполкома Надежда Касперович.