Портал protourism.by проанализировал, где отдыхают белорусы летом 2025 года и как ситуация на Ближнем Востоке сказалась на туризме. Эксперты собрали комментарии ведущих туроператоров, чтобы понять, какие направления в приоритете у белорусских туристов и как отрасль справляется с вызовами.
Фото из открытых источников
«Несмотря на напряженную обстановку на Ближнем Востоке и временное закрытие воздушного пространства над Ираном, серьезных коррекций в предпочтениях туристов не произошло», – пишет издание.
Турция по-прежнему остается абсолютным лидером продаж. Как отмечает Ольга Яковлева, представитель туроператора «FUN&SUN», недельные продажи Турции на 15% выше, чем в аналогичный период прошлого года. Египет также стабильно держит позиции, а спрос на эти направления идёт в прогнозируемом темпе.
Объединённые Арабские Эмираты – несмотря на временные сложности с перелетами из-за отмены рейсов FlyDubai – не ушли с радаров. На ближайшие даты спрос несколько просел, но продажи «вглубь» сезона сохраняются. По словам туроператоров, Эмираты в летний период по-прежнему привлекают туристов соотношением цены и качества, особенно для семейного отдыха. Увеличения спроса на другие направления в связи с закрытием неба и отменой рейсов не наблюдается. А FlyDubai, по последним данным, уже планирует возобновить полеты в Минск с 20 июня.
Как поясняет Полина Курец из Coral Travel, перелёты в ОАЭ из Минска продолжаются с авиакомпанией «Белавиа». Да, рейсы теперь выполняются с дозаправкой в Ташкенте (она занимает около часа, и пассажиры даже не покидают самолет), что увеличивает общее время полета до 9–9,5 часов, но для туристов это не стало критичным. Туры в Эмираты открыты для продажи и бронирования идут.
Россия и Абхазия – альтернатива для тех, кто хочет ближе
Помимо Турции и Египта, популярные направления – Грузия и Катар, куда тоже есть прямые самолеты из Минска. Спрос на отдых в Сочи и Абхазии этим летом также высок. «Туристы всё чаще выбирают авиатуры (перелёты осуществляет «Белавиа»), чтобы сэкономить время и сделать поездку комфортной», – отмечает Ольга Яковлева.
Экзотика: Мальдивы, Таиланд, Вьетнам
Тем, кто готов к дальним путешествиям, туроператоры предлагают с вылетом из Москвы Мальдивы, Вьетнам, Китай, Шри-Ланка. И не сбавляет темпов бронирование Таиланда. Несмотря на погодный фактор (в ряде стран летом не сезон), эти направления всё равно в топе продаж.
Ирина Божинова из ANEX отмечает: «Из-за закрытия неба над Ираном каких-то существенных изменений спроса на наши направления мы не почувствовали, так как с июня у нас и так не было полетной программы в Эмираты, а вопросы с перелетами через ОАЭ были оперативно урегулированы в первые же дни. Цены на туры динамичны, но ощутимого подорожания в связи с изменением маршрутов (например, на Мальдивы) пока не заметили».
Как отразился «авиаколлапс» на рынке?
Отмена части рейсов авиакомпании FlyDubai в июне оказала влияние прежде всего на туры в ОАЭ. Ольга Яковлева рассказывает, что на гарантированных блоках перевозчика находились туристы сразу нескольких компаний: «Фан & Сан», «Русский Экспресс», «Компас», «Вояж Тур» и других. Тем, кто не смог вылететь, по окончанию отдых в их основных отелях, переселили в Дубае в одну локацию – четырехзвездочный отель с питанием (где-то BB, где-то HB) – для координации вывоза, а затем организовали перелет в Москву и проинформировали, что компенсируют всем дополнительные расходы на проезд до Минска, будь-то авиа или ж\д билеты. Туроператоры компенсировали клиентам все дополнительные расходы. Для тех туристов, которые должны были возвращаться после 16 числа, уже организовали групповые трансферы из Москвы до Минска на автобусах.
Туроператоры оперативно предложили альтернативы тем, кто не смог вылететь на FlyDubai в период сбоев.
Авиапроблемы на Ближнем Востоке решаются оперативно, и туроператоры демонстрируют высокий уровень клиентского сервиса. Путешествия – в приоритете, и белорусы, несмотря на турбулентность, продолжают активно открывать мир.
Председатель правления РСТИ Филипп Гулый:
«В целом, та новая эпоха, в которой мы живем уже 5 лет, характеризуется укреплением «межрегиональных связей», где одним из критериев является логистическая безопасность, о чем мы писали в своей стратегии-прогностике, опубликованной еще осенью 2020 года. Соответственно, там, где перелет осуществляет национальная авиакомпания или существует наземная граница, проблемы, вызванные геополитическими сложностями, имеют надежные механизмы решения. В то же время, когда речь идет об исполнителе, будь то онлайн-сервис бронирования или авиакомпания, да кто угодно, не имеющий статуса субъекта хозяйствования РБ, тут нет ни диалога, ни ответственности, ни рычагов влияния.
В данном эпизоде эти аспекты проявились достаточно ярко, и надо сказать, что в эпоху геоэкономической мировой турбулентности аналогичные обстоятельства так или иначе будут себя проявлять. И несмотря на то, что чрезвычайных обстоятельств не случилось, стоило бы давно задуматься об устранении диспаритета между отечественным ответственным бизнесом и системами нерезидентов».