Витебский клуб исторической реконструкции и моделирования «Нагльфар» воплотил в жизнь пятилетний проект - энтузиасты построили с исторической достоверностью ладью викингов (драккар) и поплывут на ней до Полоцка. Об этом корреспонденту БЕЛТА рассказал один из участников клуба Артем Лещина, он же хирдман Бьёрн Скарф (такое его клубное имя и статус).
Экипаж из шести бравых викингов в историчных костюмах и с провиантом в бочках отправится покорять небольшой отрезок пути «из варяг в греки» по Западной Двине, чтобы поучаствовать в одноименном международном фестивале (ранее он назывался «Рубон») в Полоцке, который пройдет с 30 августа по 1 сентября. «По идее, путь в 150 км занимает 2-3 дня, но с учетом того, что мы будем идти только днем и в том числе часть - по суше, планируем добраться за неделю. Первое препятствие - понтонный мост под Бешенковичами, а потом примерно километр около гидроэлектростанции придется нести. Надеемся на помощь друзей из Полоцка», - поделился планами Артем Лещина.
А сегодня у ребят состоялся первый сплав на воду реки своего драккара под названием «Ома» («бабушка» на старошведском), что стало, пожалуй, самым запоминающимся событием для отдыхающих на набережной. Сначала реконструкторы и их друзья-помощники пронесли на плечах тяжелеющее с каждым шагом судно от Кировского моста до моста Блохина, где по весьма крутому травянистому склону спустили, наконец, к воде.
Артем Лещина признался, что веса своего драккара «Нагльфар» не знает. На первых ста метрах пути казалось, что 100 кг, через 15 минут - все 300 кг. Но что известно достоверно, на строительство ушло около 40 шестиметровых досок шириной 25-30 см. В основном сосна, есть и ясень, дуб. С этим и другими материалами клубу очень помогли спонсоры. А вот материалами научно-историческими и практическим опытом помогали друзья-реконструкторы, кораблестроители из разных городов Беларуси и не только, а также консультации с музеями Норвегии и Дании, археологические раскопки.
«О своем дракаре мы думали, пожалуй, с основания клуба, почти 20 лет. Но за реализацию взялись пять лет назад. За эти годы было много потерь: и доски воровали, и люди уходили. В какой-то момент мы остались с килем и минимальным количеством досок, так что активное строительство по факту началось два года назад. Накопили опыт и материалы, сделав большую часть, законсервировали на зиму, а этой весной снова взялись за дело», - рассказал реконструктор.
Витебская «Ома» станет шестым судном во флоту белорусских викингов: еще по одной ладье есть в Полоцке, Гомеле, Гродно, две в Минске. «Каждый корабль уникален. Особенность нашего, помимо прочего, в том, что это первый драккар, который построен и спущен на воду именно в Витебской области. Полоцкий драккар «Рубон» ребята-реконструторы строили в Санкт-Петербурге, а потом уже перевезли в свой город», - пояснил Артем Лещина.
Он с удовольствием и со знанием дела показывает и рассказывает всем желающим, что когда-то по белорусским рекам в основном ходили плоскодонки. «Эпоха викингов тем и примечательна, что скандинавы изобрели килевую конструкцию, доски шли внахлест (клинкерный метод). Посадка лодки позволяла путешествовать по морю и заходить в реки, не меняя судна, что и позволило викингам быть успешными воителями и торговцами», - отметил Бьёрн Скарф.
Витебский драккар именно такой - килевая ладья, доски которой идут внахлест, промазаны битумной мастикой, а щели проложены шерстью овцы. Весла немного модернизированы наподобие корельской системы - они удерживаются между столбиками на бортах валиком-противовесом, который и облегчает работу гребца, и дополнительно помогает предотвратить потерю весла.
«Омой» может управлять даже один человек, а максимальный экипаж - 10. В перспективе витебские викинги планируют использовать драккар не только для участия в фестивалях и иных мероприятиях, но и для развлечения горожан, гостей города на Двине. Ведь «Ома» зарегистрирована по всем правилам: у нее есть номер, судовой билет и капитан.
Читайте также: Как в Полоцке реставрируют фрески Спасского храма. Фотографии, которые впечатляют