В начале 20 века в Полоцк приехал крупный бизнесмен и меценат Марк Аронов. Он создал несколько театральных площадок, кинотеатров, приглашал труппу Игната Буйницкого и не позволил городу стать типичной провинцией. О нем читателям GOROD214.BY рассказывает Наталья Сергеенко – экскурсовод, краевед и куратор проекта «Мінулае ў сучасным».
Полоцк в 1918 году
Не так давно мне на глаза попалась фотография Полоцка 1918 года, которая лично для меня решила сразу несколько загадок. Здесь на первом плане изображено трехэтажное строение с аркой, которого сегодня в Полоцке нет. Рядом дети, солдаты, а на втором этаже настежь распахнуты окна. Между тем, следующее здание – современная художественная школа.
Вывески на фасаде здания говорят о том, что некоторые помещения тут сдавались в аренду. Например, фотографу Берманту, мастерской по производству шляп и так далее. А вот большой стенд с надписями в арке, которым так заинтересовались дети, разобрать трудно. Но, скорее всего, там анонс спектаклей и фильмов, куда приглашали горожан.
Дело в том, что именно здесь находился самый популярный квартал города того времени, о котором знали все полочане. Войдя в арку, можно было попасть в кинематограф «Колизей», а также в театр с большой сценой и декорациями.
Об этом нам рассказывает Марк Осипович Аронов – человек, который вложил все свои средства в строительство двух больших каменных зданий и переоборудовал три театральных помещения города. За десять лет, с 1909 по 1919-й, Марку Аронову удалось стать самым известным человеком в Полоцке, а наш город сделать театральным и кинематографическим центром региона.
Известно, что первое «живое кино» – аниматограф – появился в Вильно в 1896 году. В Полоцке живые фотографии демонстрировали в кинотеатре «Лотос», который открылся в 1906 г. Приехав из Вильно, Марк Аронов немедленно перестраивает единственный полоцкий кинотеатр на электрическом освещении и возводит два каменных здания под кинематограф и театр. Вот что он сам пишет:
«Я считаю свои заслуги перед городом Полоцком, несомненно, важными. Благодаря моей энергии и неимоверному труду, удалось в маленьком провинциальном городе построить и оборудовать 4 театральных здания и сад в центре города. Сад «Буфф вокзал» мною арендован… Таким образом, под моим руководством получилось пять театральных предприятий».
Какие же это предприятия? Кинотеатр «Колизей» и здание с театральной сценой имели выходы на улицу Спасскую и Витебскую. В зале кинотеатра могло поместиться 310 человек на отдельных стульях, а во втором ярусе было ещё 44 места в 12 лоджиях. Рядом, на пустоши в центре города, где были развалины, ямы и глыбы, благодаря ему появился сад из 50-60 деревьев, привезенных из Риги.
Полоцкий кинематограф Аронова был самым популярным и любимым местом у полочан вплоть до того, когда построили большое здание кинотеатра, известное сегодня как кинотеатр «Родина». А старое здание в послевоенное время снесли для расширения площади, пишет советский краевед Иван Дейнис.
Правда, недавно в рубрике фотозагадок GOROD214.BY промелькнуло фото 1947 года, где еще видна часть театрально-кинематографического довоенного здания Марка Аронова на фоне Дома Офицеров и упавшей водонапорной башни.
Полоцк в 1947 году. Справа на переднем плане остатки здания Аронова
Еще одно заметное место для отдыха горожан и гостей города – сад «Буфф-вокзал» – находился около железнодорожного вокзала и был расчитан на 500 мест. Здесь Марк Аронов оборудовал эстраду, где играл оркестр, а горожане собирались на танцы или другие мероприятия. Сохранилась фотография Николаевского вокзала в Полоцке. В 1910 году именно в сад «Буфф-вокзал» Аронов приглашает труппу первого белорусского театра Игната Буйницкого.
Николаевский вокзал в Полоцке на фотокарточке начала 20 века
В программе первые белорусские актеры предлагали полоцкой публике декламацию стихотворений, хор, танцы, а в конце программы – большое грандиозное гулянье. Как минимум трижды первая белорусская труппа приезжала в Полоцк. Отсюда в 1910-м году начались большие гастроли Игната Буйницкого по городам и крупным культурным центрам Российской империи.
Артисты трупы Буйницкого выступали и на Невельской, еще в одном театре, который переобуродовал Марк Аронов из бывшего клуба «Благородного собрания». Здесь была сцена с двухсторонним павильоном, реквизитом и лесной декорацией, нарисованной художником Виноградовым, а также зал с балконом на 385 мест.
Там работала бильярдная, библиотека и буфет. Сохранились некоторые афиши, которые печатала местная типография Хаима Клячко и распространяла по железнодорожным станциям, через которые следовали поезда, прибывающие в Полоцк.
«Благородное собрание», рисунок Ивана Дейниса из книги «Полацкая даўніна»
Жители многих городов могли приехать в Полоцк, особенно 23 мая по старому стилю, когда сюда устремлялись паломники к мощам Евфросиньи Полоцкой и Андрея Боболи. Католики и православные посещали духовную столицу региона на протяжении всего года, поэтому предприниматели из Вильно переезжали в Полоцк зная, что смогут открыть здесь свой бизнес.
Вместе с Марком Ароновым в Полоцк перебрался Хаим Клячко, открывший типографию, фотограф Бермант. И даже революция, слом старой системы власти, не помешали этим людям войти в новую жизнь. Свои театральные помещения Аронов в советские годы снова переоборудовал, увеличив количество мест и установив вместо стульев длинные скамейки, что позволило сделать входные билеты более дешевыми.
Театральная труппа Игната Буйницкого, 1912 год
Почти каждый день ставились спектакли в городе в 1920-м году. Городской кинотеатр изменил название на «Пробуждение» и работал с 1920 года ежедневно, кроме понедельника. Перед экраном была эстрада, на которой проводились концерты, агитационные фильмы. В субботу и воскресенье были специальные сеансы для детей. Не поэтому ли дети на той самой фотографии так внимательно изучают афишу?
Когда я провожу своих туристов от кинотеатра «Родина» до места, где был первый кинематограф в Полоцке, я всегда рассказываю про Марка Аронова, его значительный вклад в культуру нашего города, про то, что Полоцк и в начале 20 века оставался значимым духовным, культурным центром Беларуси.
В Полоцком архиве находится прошение Марка Аронова на имя властей Витебской губернии от 1919 года. На нескольких страницах этого документа он описывает и то, как он приехал в Полоцк, и как вкладывал весь свой капитал в строительство каменных зданий кинотеатра «Колизей» и театра. Как привозил девевья из Риги для центрального сада Полоцка, и как остался без средств к существованию и жилья, после того, как все его театральные учреждения национализировали.
Любопытный исследователь найдет в архиве и описи всего имущества городских театров и кинотеатра вплоть до статуэток и плевательниц, которые были в залах. Но самым ценным в этом документе, на мой взгляд, является решение специалиста коллегии отдела образования о том, чтобы взять на службу управляющим Марка Аронова.
Известно, что в Витебске коллегию искусств возглавлял Марк Шагал. Не его ли автограф, не его ли личное участие было тем значительным решением в развитии искусств в Полоцке? Я не специалист, требуется графологическая экспертиза, более глубокое изучение, но вдруг!
Еще в 1970-х годах потомки Марка Аронова жили в Полоцке, позже они переехали в Израиль и их связь с городом теряется. Наталья Сергеенко говорит, что было бы замечательно их восстановить. Марк Аронов – недооцененная личность, о его заслугах сейчас говорят намного меньше, чем заслуживает память о нем.
Автор статьи: Наталья Сергеенко – экскурсовод, краевед и куратор проекта «Мінулае ў сучасным»
Фото в тексте: из архива НПИКМЗ и открытых источников
Читайте также: Крепость из снега на площади, лыжные гонки возле Софийки: как раньше проводили зимние выходные в Полоцке (Ретро-фото)
Деревянный кинотеатр и милиция на сеансах: как смотрели кино в Полоцке в послевоенное время
Тайна деревянной башни в Полоцке: где и когда она существовала, что с ней произошло (+ отгадка)