"Полоцктранснефть Дружба" и российско-латвийская компания LatRosTrans уже семь лет спорят о том, кому принадлежит техническая нефть из законсервированного нефтепровода Полоцк-Вентспилс. В феврале ожидается очередной раунд судебной тяжбы, при этом суд последней инстанции склоняется на сторону Беларуси, сообщает передача De facto на Латвийском телевидении.
Фото: Вестник Нафтана
Нефтепровод в Вентспилс был построен в 1969 году для перекачки нефти из России на Запад. В 1994 году правительства Латвии и России создали компанию LatRosTrans, перенявшую транспортировку нефти.
В конце 2003 года Россией было принято решение о прекращении эксплуатации нефтепровода Полоцк-Вентспилс. В 2004 году прокачка нефти до Вентспилса была остановлена, и с этого момента по данному участку нефтепровода (на территории Беларуси — северная ветка магистрального нефтепровода "Дружба") осуществлялась только до ОАО "Нафтан".
В 2010 году компания LatRosTrans приступила к сливу технологической нефти из трубопровода. Решение о сливе нефти было принято на заседании совета директоров LatRosTrans, основным акционером которого является Ventspils nafta (66%). Необходимость слива нефти латвийская сторона объяснила экологическими рисками.
— Они беспокоятся, потому что восемь лет нефть не прокачивается, находится под давлением в трубе, которая не обследуется и не диагностируется, что создает экологические риски при возможных аварийных ситуациях. Они приняли решение слить, мы не возражали, потому что доводы убедительные, — пояснил официальный представитель российской госкомпании "Транснефть" (является материнской компанией АК "Транснефтепродукт", которая владеет 34% уставного фонда ООО LatRosTrans) Игорь Демин.
Он добавил, что после слива нефти в трубу будет закачан инертный газ, что позволит законсервировать нефтепровод без рисков утечек нефти.
Как сообщалось, в нефтепроводе Полоцк-Вентспилс находилось около 150 тысяч тонн нефти стоимостью примерно 50 миллионов евро.
Претензии Беларуси
Белорусская компания "Полоцктранснефть Дружба" считает, что оставшаяся в нефтепроводе техническая нефть принадлежит ей.
Кроме того, магистральный нефтепровод "Полоцк-Вентспилс", который теперь законсервирован, концерн "Белнефтехим" был намерен использовать в реверсном режиме – для поставок нефти из Венесуэлы на белорусские НПЗ. В качестве одного из вариантов сотрудничества концерн предлагал вхождение "Полоцктранснефть Дружба" в состав участников LatRosTrans путем внесения в качестве вклада в основной капитал LatRosTrans спорной нефти. Однако LatRosTrans проигнорировала предложения белорусской стороны.
После того, как компания LatRosTrans приняла решение о сливе нефти, белорусская компания выпустила заявление о том, что LatRosTrans наносит экономический ущерб имуществу Беларуси и намерении отстаиваться свои интересы в суде.
Две латвийские судебные инстанции признали, что нефть в трубопроводе Полоцк-Вентспилс не является собственностью белорусской компании. Но затем последовало неожиданное решение Верховного суда, который счел, что в двух предыдущих инстанциях могли неверно интерпретировать подписанные в начале 90-х годов документы, и постановил пересмотреть дело. Если документы будут признаны межправительственными договорами, белорусская компания сможет претендовать на нефть.
Через пару недель белорусская "Дружба" и LatRosTrans снова встретятся в суде. Белорусы пока предпочитают с прессой не говорить. Но LatRosTrans уже известил Совет национальной безопасности, а также другие учреждения, то Латвия рискует потерять контроль над нефтепроводом.
Стоимость выкачанной нефти – 50 миллионов евро. И если суд признает ее белорусским имуществом, у LatRosTrans не будет денег, чтобы покрыть эти убытки. Это приведет к неплатежеспособности компании.
В настоящее время LasRosTrans обеспечивает транспортировку дизтоплива по магистральным нефтепродуктопроводам Полоцк-Вентспилс и Полоцк-Мажейкяй на территории Латвии. За прошедший год за год было транспортировано 3,4 миллиона тонн нефтепродуктов.