Украшали мозаиками подъезды жилых домов в советское время в разных городах, но обычно это было отдельными небольшими работами. Новополоцк - единственный в Беларуси город, где таким образом декорированы каждый подъезд в пределах целого микрорайона, пишет газета «Культура». Издание поговорило с Виктором Лукьяновым – главным художником Новополоцка в 1970-е годы.
Сложно найти подъезд, если его не обозначить
– Это была моя идея – дома большие, некоторые аж на 12 подъездов, поэтому найти свой иногда сложно, если его как-то не обозначить, – объясняет Виктор Михайлович. – Эскизы для первых двух девятиэтажек в 1975 году сделал сам, а затем уже пошли заказы в процессе дальнейшей застройки микрорайона, к работе подключились другие художники.
Для каждого здания – свой сюжет. Для каждого подъезда – свой цвет. Входы в девятиэтажки, построенные в середине 1970-х – 1980-е годы, видно издалека – там и белки, и цветы, и птицы или даже шахматы и ружья.
– Я не задавался целью серьезный мотив изобретать – только обозначить подъезды, - объясняет художник. - У меня были декоративные орнаментальные композиции. У других художников – что-то еще. Горжусь, что так получилось сделать!
Некоторые из мозаик сохранились отлично, некоторые же – почти полностью обвалились. Досадно, что кто-то считает нужным клеить объявления "куплю-продам" именно на декорированную стену или вообще закрашивает ее.
Для остановок общественного транспорта в Новополоцке также делали мозаики, но в близком к первоначальному виде сохранилась лишь одна – с гербами городов Беларуси на улице Калинина. Остальные отчасти "осовременили". То же самое произошло с некоторыми зданиями – фасады, где раньше были какие-то монументальные работы, заштукатурили во время ремонта.
В отделе архитектуры и градостроительства Новополоцкого горисполкома объяснили – за состояние каждого объекта отвечают его владельцы. Фонтаны, скульптуры, мозаики – хозяева во всех них разные, но за общей картиной по-прежнему следят художественная и архитектурная совет. И каждую мозаику или панно стараются максимально сберечь.
– Я считаю, что город теряет свое лицо, – говорит Виктор Лукьянов. – Мозаичные плиточки на подъездах отковыряли или закрасили. Некоторые пострадали порядком, и никто за это не отвечает. Иду возле гостиницы "Беларусь", а там мозаику на стене цементом закрывают. Хорошо, что большую часть успели спасти. А мою роспись в первом корпусе университета? В 1970-е это было первое, что люди видели на входе. Теперь первым видят то, как люди едят – там сделали буфет, а на роспись прибили меню. Люстру для ресторана "Чабарок" я делал и монтировал на заводе "Неман", специально для этого там печь устанавливали. Так здание продали какому-то частнику, а тот продал люстру в Польшу. А нам что, не надо? Там же все равно ресторан и сейчас, приходят люди. А витражи на "Пралеске" не разглядишь за рекламными вывесками на фасаде. И мне жаль свои работы и работы других художников, так как их снимают не потому, что они плохие, а потому, что кто-то может сказать: "Мне не нравится". Так можно прийти к полному запустению. Как это понимать? Почему такое отношение?
Сотрудники Музея истории и культуры Новополоцка отмечают, что в последнее время интерес к монументальным работам в городе все-таки повышается, но его пока недостаточно - кому-то приходится долго объяснять, в чем ценность тех же мозаик или скульптур. Но есть и те, кто уверен – это же особенность города, памятник времени и художественный клад, который в свое время получил Новополоцк и который важно максимально сохранить сейчас.
Фотографии почти всех подъездных мозаик в Новополоцке можно посмотреть здесь