Авторы: Хурсин Вероника, Бобрик Александра
Каждый день по пути на работу или в школу мы сталкиваемся с вывесками, витринами, схемами движения транспорта, номерными таблицами и афишами, таким образом город «общается» с нами. И чтобы общение было приятным для городов создают визуальную айдентику, своего рода язык, фирменный стиль, призванный не только выстроить эффективную и понятную коммуникацию, но и выделить конкретный город по средствам очевидных ассоциаций с местом или разбив их вдребезги.
Чтобы посмотреть, как менялся визуальный облик Новополоцка и к чему все это привело/ведет, можно рассмотреть некоторые логотипы, афиши и стенды:
Плакат и лого служат отличными примерами так как являются неотъемлемой частью городского пространства и позволяют сформировать первое впечатление о нем. Стилистика и невербальные знаки воздействуют максимально быстро и становятся средством общения города, создают узнаваемую визуальную айдентику.
Лого 40-летия Новополоцка, 1998 год. Слоган был: «Белы горад кахання»
Известно, что краткость и незавершенность форм, оригинальность и необычность вызывают отклик и способствуют большему привлечению внимания, чем полные, законченные высказывания. Здесь это прослеживается. Вероятнее всего, огромные средства на дизайн тогда тоже не выделялись, однако эргономика, практичность, инфографика были на высоте.
А вот современные примеры:
Логотип к 55-летию. Ярко, доступно – да. Необычно, интересно – вряд ли. Нет изюминки и современного подхода. Нет единого стиля и оригинальности.
На фото видно как хорошо выглядит плакат двадцатилетней давности и каким устаревшим и безвкусным кажется прошлогодний
Если говорить о городском дизайне в целом, то тут появляется интересное слово – айдентика – это визуальная составляющая бренда, в нашем случае-города, призванная повысить его узнаваемость и создать впечатление целостности, что очень важно.
Айдентика значительно сокращает количество времени и денег, которые впоследствии придется потратить на рекламу, так как уже составлен целостный макет, не требующий изменений. Благодаря единому стилю улицы не пестрят всевозможными цветами, формами и кричащими шрифтами.
Айдентика отражает состояние общества, его культурное воспитание. Благодаря дизайн-коду улицы выглядят опрятными и чистыми, у вас не болит голова от визуального шума, навигация понятная, среда благоприятная.
С тем же критическим подходом, с которым вы выбираете себе машину, одежду, дизайн квартиры, попытайтесь также взглянуть на то, что вам предлагает город.
Есть простой критерий отбора: «Хотели ли бы вы чтобы под подобным банером стояло ваше имя»
На сегодняшний день при проектировании жилой среды уделять внимание только нормам, качеству жилья и наличию коммуникаций не достаточно. Главным показателем комфортной среды является развитое, интересное и инновационное окружение.
В таком случае немаловажную роль начинают играть арт-объекты. Они обогащают пространство, делают среду более комфортной, уютной и привлекательной. Вписанные в определенную среду, они становятся значимыми элементами дизайна, создают смысловой акцент и доминанту.
Но все это работает только при разработке в комплексе с окружающей средой и при активном участии жителей. Так как окружающая среда это отражение человека, который в ней находится, и наоборот ,человек – это отражение среды в которой он вырос. Интересное, продуманное и качественное пространство привлекает и побуждает вести себя соответствующе.
Вот нормальный пример. Форма обоснована, место понятно (близость к университету). Почему так плотно к фасаду и почему у всякого арт-объекта лепят постамент со ступеньками – не понятно.
А вот плохой пример. И такие не только в Новополоцке стоят. Это кстати тоже минуc: бездумно ставят как у всех, еще и такую безвкусную вещь.
Почему на этом месте, почему такой формы, почему так? Все выглядит случайно, не заставляет пешехода остановится, увлечься, заинтересоваться. Тогда в чем смысл, а его, попросту, и нет.
Еще пару примеров:
Вывод: очевидно, что сейчас дизайну городской среды не уделяется должное внимание. Скорее, об этом просто не задумываются, не осознавая, что если у меня будет понятная транспортная схема – я быстрее в ней разберусь, если у города будет отличительная черта: свое крутое лого и шрифт, то я запомню его, смогу рассказать, похвастаться (мы все помним майки I❤ NY), если плакаты или арт-объекты будут заставлять меня остановиться и заинтересоваться, то мне будет интереснее гулять.
И как всегда все решать только жителям города: хотите вы ассоциировать себя с вырвиглазными, безвкусными банерами и объектами или графически продуманными, эстетически привлекательными вещами.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции
Читайте также: Архитекторы придумали, как превратить грустную танцплощадку в парке Новополоцка в новое место притяжения для горожан (ФОТО)
Зеленые города подготовили макеты новых остановок с антивандальной пленкой для Полоцка и Новополоцка