Главная > Новости > Культура > Приехал в Полоцк из Москвы на большую зарплату, но остался и в тяжелое время. История основателя первой художественной школы в городе


Приехал в Полоцк из Москвы на большую зарплату, но остался и в тяжелое время. История основателя первой художественной школы в городе

18:24, 12.02.2021 12099 Источник: gorod214.by

Одна из неизученных страниц истории Полоцка в начале 20 века – работа первой художественной школы, основателем которой был известный художник и график Дмитрий Виноградов. О том, как создали школу, в каких условиях ей приходилось работать и почему там выпустили только один курс учеников, рассказывает Наталья Сергеенко.

10888613_919665134724417_7863659016524315654_n

Полоцк в 1912 году на фотографии Сергея Прокудина-Горского

Уроженец деревни в Московской губернии Дмитрий Виноградов приехал в Полоцк 11 октября 1910 года как учитель рисования, черчения и чистописания в учительскую семинарию. Это был очень образованный человек – Строгановское училище, в котором учился художник, готовило специалистов для оформления дворцовых интерьеров, текстильных мануфактур и фирмы «Фаберже».

В  Полоцке Виноградов был единственным специалистом-декоратором и портретистом высокого академического уровня. Преподавателю дали казенную квартиру и оклад в 600 рублей.

В 1910 году в Полоцке килограмм копченой колбасы, например, стоил 54 копейки, живая курица – 1 рубль. Доехать с извозчиком из центра города в монастырь обошлось бы в 75 копеек, а сутки в гостинице в лучшем номере – в 3 рубля. Источник: «Путеводитель по Полоцку 1910 года».

В 1913 году Дмитрий Виноградов женится на местной учительнице Агапии Шалаевой, через год преподавателя представляют к чину надворного советника, а в марте 1916 года – коллежского асессора.

В России того времени такой чин давал личное дворянство, а к людям, получившим его, надо было обращаться «Ваше высокоблагородие». Источник: Википедия.

Но война, служба в армии, революция и болезнь прерывают почти десятилетнюю педагогическую работу художника. Возобновить ее он сможет уже в советском Педагогическом техникуме в Полоцке, где начал работать в 1919 году, и тогда же Дмитрий Виноградов становится главным специалистом в области искусства в Полоцке, курируя работу с Витебском, где этим занимался Марк Шагал и другие люди, совершавшие культурную революцию в новой стране.

10915242_919665188057745_8378747213181143627_n

Полоцк в 1912 году на фотографии Сергея Прокудина-Горского

Архивные документы сохранили лишь некоторые направления активной работы художника. Известно, что именно Дмитрий Виноградов ездил в Витебск с докладом для решения вопросов полоцкого кинематографа после прошения Марка Аронова.

Как бизнесмен Марк Аронов изменил Полоцк в начале 20 века: создал самый модный квартал в городе, привозил лучших артистов и развивал кино

Летом 1919 года Виноградов работает главой комиссии, которая собирала экспонаты для городского музея. Известно о ценных картинах, которые были выявлены в то время: «Горный пейзаж за окном» и  гравюра с картины Тропинина, а также монументальное полотно Сальватора Розы «Убийство Стефана». Их решили оставить для будущего краевого музея.

Также художник осматривал церкви города, искал настенную живопись, фиксировал в зарисовках полоцкие подземные ходы и разломы.

Интересно, что в 1920-м году для проведения театральных постановок и массовых мероприятий в распоряжении Полоцкого отдела народного образования было 5 больших площадок со сценой и общей вместимостью 2,4 тысячи зрителей – то есть каждый десятый житель города в то время.

36

Рисунок церкви Борисоглебского Бельцицкого монастыря. Хранится в Краеведческом музее Полоцка

В Полоцке работали 10 любительских театрально-музыкальных коллективов, две профессиональные трупы Русского и Еврейского театров, которые каждый день представляли спектакли, концерты и вечера с «мелодекламациями».

Для подготовки многочисленных спектаклей, костюмов, афиш, плакатов отделу образования необходимы были местные художники, графики, декораторы. 15 июля 1920 года в Полоцке под руководством Дмитрия Виноградова открыли Полоцкую народную художественную школу в «доме Подобеда за Красным мостом» – в здании бывшего мужского приходского училища по улице Рижской.

До наших дней сохранилось захоронение владельца дома и настоятеля приходского училища Подобеда в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Первый набор был школы – 50 человек, преподавали им только два предмета – рисование и живопись. Занятия занимали 50 часов в неделю. С октября в отдельный предмет выделилась лепка, а затем открылись ещё две мастерских: для живописных работ и деревообрабатывающая мастерская для оформления мебели и производства детских игрушек. Из Витебска в художественную школу Полоцка было передано 20 коробок красок и грима.

В 1920-м году в школе работали три преподавателя, среди них самым опытным был Дмитрий Антипович со стажем в 10 лет.  Живопись и рисование вел Беньямин Брейдо – художник-портретист, а также  Егор Фейгин. Жена Виноградова работала секретарем и по-совместительству преподавателем  изобразительного искусства  в трудовой школе.



10891584_919665324724398_4018771535851641017_n 

Полоцк в 1912 году на фотографии Сергея Прокудина-Горского

На практике ученики и преподаватели делали росписи и декорации для городских клубов. Например, в здании бывшего дворянского клуба «Благородное собрание», где ставили пьесы труппы местных театров. Ученики Полоцкой народной школы расписывали Клуб милиции.

В журнале «Искусство» за 1921 год Полоцкая народная художественная школа названа одной из лучших школ и студий изобразительного искусства в Витебской губернии. На рождественских каникулах и после окончания первого года обучения  там устроили  выставки работ учеников школы, на которые приходили горожане. Всего состоялось четыре такие выставки.

10462922_919665318057732_2513968503549162619_n

Полоцк в 1912 году на фотографии Сергея Прокудина-Горского

Известно, что 1922 год был очень тяжелым для Полоцка. Осенью здесь даже вводилось военное положение. В мае 1922 года Полоцкий уездный финансовый отдел сократил выплаты на содержание художественно-промышленных учреждений, школ, клубов. Однако, художественная школа не закрылась. Художник писал, что сами ученики стремились продолжать занятия, сами покупали бумагу, краски.

Несмотря на это, помещения для занятий сократили. За художественной школой осталось только две комнаты, в которых могло работать самое большее 20 человек. При том, что в списках учеников к концу 1922 года был 31 человек, в том числе две девочки.

Рисованием и лепкой занимались в одном классе, здесь же находились шкафы с наглядным материалом, а для освещения были только две лампы. Виноградов  признается, что школа прекратила бы свое существование, если бы не огромное желание дать подопечным нужные знания для их дальнейшей карьеры. В таких условиях состоялся первый выпуск.

10150568_919665334724397_3656749963757495277_n

Полоцк в 1912 году на фотографии Сергея Прокудина-Горского

Тогда же Виноградов обращался к местным властям с просьбой поддержать художественную школу в самом необходимом. Марк Шагал и витебская администрация были в курсе финансовых трудностей школы в Полоцке. Известно, что летом 1923 года на заседании совета Витебского художественно-практического института обсуждали возможность пригласить Виноградова инструктором в графические и скульптурные мастерские. Однако тот отказался от сотрудничества с художниками нового направления, с Марком Шагалом, и вернулся в Москву, где жили его родители.

Таким образом, профессиональное обучение изобразительному искусству в Полоцке в 20-е годы ХХ столетия ограничилось только одним небольшим выпуском учеников Дмитрия Виноградова. Единственным художественно-образовательным центром региона в то время останется Витебск.

Виноградов активно включится в жизнь московских художников, став впоследствии членом Союза московских художников. Он работал  в разных учебных заведениях и никогда не упоминал в своей биографии белорусский полоцкий период. Умер художник 3 августа 1958 года.

История жизни и творчества художника Дмитрия Виноградова была представлена в Полоцком Краеведческом музее в 2007 году. Прошло больше 10 лет. Но этот человек, история Полоцкой народной художественной школы так и остаются неизвестными для города. Не найдено фотографий мастера, не пробовали организовать выставку его работ, в городе не обозначено место «дома  Подобеда за Красным мостом».

А между тем, когда я везу туристов в Спасо Евфросиниевский монастырь, всегда обращаю внимание на небольшие домики около детской поликлиники. Не то ли это  место, которое выбрал художник для Полоцкой художественной школы? Не здесь ли 50 учеников мастера сидели с мольбертами под старинным дубом и рисовали древнее городище на Полоте? Не по этим ли пейзажам скучал художник в Москве, рисуя виды с Воробьевых гор. Художник, который не поехал в Витебский институт работать с Марком Шагалом. Художник, который оставался верным своим принципам академического реализма в искусстве. Художник, который хотел видеть много своих учеников в Полоцке.

10300632_742679942468613_8204148955918335238_n

Автор статьи: Наталья Сергеенко – экскурсовод, краевед и куратор проекта «Мінулае ў сучасным»

 Читайте такжеПосмотрите, каким был Полоцк 40 лет назад. Фотографии туристов, побывавших в городе в 1982 году

Будынак ля Сафійкі, які быў магазінам, ваенкаматам і інфекцыёнкай. Распавядаем яго гісторыю і зазіраем у будучыню (Фота)

На месте райисполкома в Полоцке стояла водонапорная башня. Рассказываем ее историю (Фотографии)

Оставайтесь с нами в социальных сетях: 

insta   58cbe3ace31ff15adc715b82  



Автор: Наталья Сергеенко




Не вижу код