22 апреля в Новополоцке состоялась премьера спектакля театра АРТ «Пакрыўджаныя» по пьесе Леопольда Родзевича, написанной в 1916 году. GOROD214.BY посмотрел постановку, пообщался с режиссером Анной Шелеповой и актрисой Дарьей Безруковой.
Дарья Алексейчук
Действие в пьесе происходит на территории Беларуси до отмены крепостного права. Главные герои – обычные крестьяне: Тодар, его дочь Улляна и её возлюбленный Пилип. Как в любой хорошей драме, в «Пакрыўджаных» есть несколько нерешённых проблем, из-за которых терзаются герои: любовь, которую не одобряет отец; свобода, которую так хочется получить любой ценой; смысл жизни, который то ли в работе, то ли в Боге, то ли в той самой запретной любви.
Работа над спектаклем началась еще в 2019 году. И только вчера, 22 апреля 2021 года, зрители увидели премьеру самобытной постановки. Режиссёр Анна Шелепова рассказала, что когда-то сама пробовалась на роль Улляны:
«Любовь к этой пьесе у меня появилась ещё в 1992 году, когда я работала в театре и репетировала в спектакле «Пакрыўджаныя» главную женскую роль. Сыграть Улляну я так и не смогла, так как ушла в декретный отпуск. Но в мыслях я часто возвращалась к этой пьесе и мечтала когда-нибудь её поставить».
Декорации на сцене были очень минималистичными, что позволило вывести на первый план главное – потрясающую игру актёров. Интересно, что все они попали в спектакль с разной предысторией.
«Ставить «Пакрыўджаных» можно только тогда, когда есть актёр на роль Тодара. Тут история практически как с Гамлетом. И вот мой Сергей Грибоедов, который в театре 22 года, профессионально вырос настолько, что смог её осилить и помочь мне воплотить мою мечту», – говорит Анна Шелепова.
А вот Дарья Безрукова, игравшая девушку-крестьянку Улляну, в театре всего один год:
«Моя героиня далась мне нелегко, так как этот персонаж очень сильно меняется на протяжении постановки: от весёлой и наивной девушки до бездушного и корыстного человека. При режиссировании Анна Яковлевна уделяла внимание каждой мелочи, чтобы передать внутренний мир персонажа. Играть Улляну было очень интересно, особенно второй её образ».
С ролью Пилипа же, оказывается, возникали проблемы: актёр Станислав Шедько – третий, кто берётся сыграть этого славного и доброго парня.
Несмотря на то, что действие пьесы разворачивается в далёкие от нас времена, проблематика не показалась зрителю непонятной и чужой.
«Нет ничего более современного, чем человек, его чувства и взаимоотношения с другими людьми. Меня менее всего интересуют обстоятельства, в которых происходит действие. И более всего интересует выбор человека. Интересно понять, где та грань, когда человек теряет душу, и есть ли путь назад. Наверное, все мои спектакли в первую очередь о человеке, о душе, о выборе, о том, что такое хорошо и что такое плохо, – как бы это наивно не звучало. О том, что в Человеке должен жить Бог. Это правильно», – делится режиссёр.
Надеемся, театр «Арт» скоро порадует нас очередной премьерой. А вот эмоции зрительницы Вероники после спектакля:
«Минимальные декорации и спецэффекты, проявляющие качественную игру актеров. Смешение разностилевых художественных приемов, отправляющие в историю, не исключая из настоящего момента. Смотрела с трепетом, с ощущением дома в кругу близких друзей. Ощущала единение со сценой и залом. Некоторые музыкальные композиции выбивались из контекста пока не прочувствовала взаимосвязь. Из зала выходила счастливая, танцуя. Впечатления ещё не утихли, приятно задумываться о спектакле в свободные минуты сейчас».
Фото Кирилла Смолякова
Читайте также: У Полацку паказалі мемарыяльную пліту Яна Баршчэўскага. А якім было вяртанне аўтара «Шляхціца Завальні» на радзіму?
«В поисках дурака». Большой фоторепортаж с театрального вечера в Новополоцке