Главная > Новости > Интервью > Звук легкий, летящий, воздушный. Ксения Погорелая рассказала, чем уникален полоцкий орган и почему людям нужна музыка


Звук легкий, летящий, воздушный. Ксения Погорелая рассказала, чем уникален полоцкий орган и почему людям нужна музыка

15:25, 28.05.2025 Источник: gorod214.by

Один из символов Полоцка – орган Софийского собора. В этом году уникальному инструменту исполнилось уже 40 лет. С 1988 года его неизменной хозяйкой является солистка концертного зала Ксения Погорелая. Она позволила нам заглянуть внутрь полоцкого органа, рассказала, какой у него голос и почему людям важно интересоваться музыкой.

Фото Кирилла Смолякова

DSC_5393b_новый размер

Спроектировали орган в Чехии специально для Полоцка, здесь он приобрел свой голос, а точнее, удивительное многоголосие.

Для большинства полочан величественный инструмент неизменно ассоциируется с именем Ксении Погорелой. И хоть к его клавишам прикасались многие именитые музыканты, именно наша местная органистка вот уже много лет для многих людей является образом человека, которому подвластен этот завораживающе прекрасный музыкальный конструкт.

photo_2025-05-28_14-26-31

Свой родной инструмент Ксения Максимовна знает до мелочей, чувствует все его малейшие колебания настроения, любит и неустанно пропагандирует. Она стала инициатором органного фестиваля, много концертирует, преподает и проводит большую просветительскую работу, чтобы приобщать к классической музыке широкий круг людей.

photo_2025-05-28_14-26-36

За достижения в профессиональной деятельности Ксения Погорелая удостоена медали Франциска Скорины, ей присвоено звание Заслуженной артистки Республики Беларусь, звания «Почетный гражданин Полоцка» и «Женщина года Витебщины».

Предлагаем читателям беседу с этим интересным человеком.

– Ксения Максимовна, вам доводилось играть на разных инструментах. Чем полоцкий орган отличается от других, каковы его особенности?

– Я играю здесь уже 37 лет, но наш инструмент для меня молодой, современный. Все познается в сравнении. Конечно, каждый орган уникален. Если это инструмент с механикой, который не зависит от электричества, звук будет другим, ощущения от игры на нем тоже другие. Мне посчастливилось в Дрездене играть на инструменте, который делали специально для Баха. Или же играть в маленьких костелах, где не просто ты видишь перед собой старинный инструмент, которому более сотни лет, – там другое помещение, другая акустика. На то, каким будет звук, влияют многие факторы: место, эпоха, возраст инструмента. Я играла на органе 1756 года, и это уже совершенно иные ощущения.

Если мы говорим про наш, полоцкий орган, часто его называют воздушным: и у нас звук действительно летит. Все же и работает он от воздуха, это духовой инструмент. Звук от него несется в зал, слушатель говорит, что это обволакивающий звук, легкий. На нем фактически все можно играть, он универсальный.

DSC_5410_новый размер

– Наш орган – механический или электрический инструмент?

– Это механика, но с электрическим мотором. То есть, если выключат свет, концерта не будет. Но все же это механика – мы можем слышать механический ход клавиш, у электроинструментов такого не будет.

Чешская фирма RiegerKloss спроектировала этот орган специально для нашего собора. Собирали его уже здесь – привезли коробки с трубами (а их, к слову, 3905), потом с установленным инструментом работал интонировщик, и не один. Сюда приезжал уникальный киевский специалист Дмитрий Диденко. Люди, которые занимаются этим, имеют особый дар.

DSC_5063_новый размер

– Интонировщик это то же, что настройщик?

– О, нет. Настройщик работает с тем, что есть. Он просто убирает фальшь. Интонировщика мы можем сравнить с хорошим поваром, который так ловко и филигранно добавляет специи в блюдо, что оно обретает неповторимый вкус. А что именно добавляет, секрет.

– Наверное, такой вопрос вам часто задают, но рискнем: у вас есть любимые произведения, которые вы играете на органе?

– Одного любимого, конечно, нет. Я за разнообразие. Очень люблю, как звучит здесь Бах, французская романтическая музыка. Но, как уже говорила ранее, этот инструмент универсален.

– А что говорят ваши слушатели? Вообще, стало ли их больше?

– Интерес к органной музыке волнообразный. Это зависит от разных факторов, наверное, от запросов общества, настроений. В 90-е, возможно, было не до музыки. Сейчас я наблюдаю большой интерес, это правда. Эта потребность чувствуется. Людям нужна музыка, в ней есть великая преображающая сила.

DSC_5076_новый размер

– Говорят, музыка влияет даже на самочувствие, на здоровье.

– Да, без сомнения! Я знаю это по себе, потому так уверенно говорю. Но и слушатели не раз говорили: я пришел на концерт, у меня болела голова, а теперь все прошло. Конечно, многое зависит от того, с каким ты настроем идешь, что у тебя внутри.

– Вы тоже чувствуете настрой публики?

– Безусловно. Отдача, эмоции – все это есть. Хотя я и не вижу зрителя так, как другие музыканты, контакт все равно ощущается, на эмоциональном уровне в том числе.

– А у вас есть ученики или последователи?

– Ученики есть, да, а вот будут ли они последователями – покажет время. Сейчас есть ребята из нашей музыкальной школы, очень хорошие, мы занимаемся. Но какой путь они в жизни выберут, этого пока мы не знаем.

DSC_4944_новый размер

– Нам так хочется слышать, что наш полоцкий орган особенный, не похожий ни на какой иной. Но может мы излишне романтичны?

– Чешская фирма, которая спроектировала наш орган, в советские времена очень активно поставляла сюда инструменты – потому изначально сложно говорить о совершенной уникальности. Похожий тембрально и по конструкции орган есть в Калининграде, Красноярске, Харькове. Но все же мало просто установить инструмент, тут решают и другие факторы.



– Само помещение?

– Конечно, и помещение, и акустика. Потому орган проектируют конкретно под акустические особенности зала. То есть про уникальность мы действительно может говорить: специалисты-акустики дают рекомендации органостроителям, это интересный и сложный процесс.

– А если все же найти похожий инструмент по звучанию, какой можно привести в пример?

– Наверное, орган из костела Святого Роха.

– Если в трубу залетит насекомое? Или паук сплетет там себе паутинку?

– Иногда приходится доставать трубу и устранять такой момент.

DSC_4953_новый размер

– Орган – действительно король инструментов?

– Есть такое высказывание. Объясняется тем, что у органа много возможностей – он передает звучание разных инструментов, от флейты до тромбона.

– А чем он уникален именно для вас?

– Наверное, тем, что он для меня родной.

DSC_4926_новый размер

DSC_4929_новый размер

DSC_4930_новый размер

DSC_4948_новый размер

DSC_4951_новый размер

DSC_4953_новый размер

DSC_4961_новый размер

DSC_4964_новый размер

DSC_4967_новый размер

DSC_4972_новый размер

DSC_5008_новый размер

DSC_5016v_новый размер

DSC_5027_новый размер

DSC_5029_новый размер

DSC_5033_новый размер

DSC_5044_новый размер

DSC_5048_новый размер

DSC_5062_новый размер

DSC_5075_новый размер

DSC_5426_новый размер

Оставайтесь с нами в социальных сетях: 

insta   58cbe3ace31ff15adc715b82  







Не вижу код