Свою работу в Полоцке и Новополоцке продолжает Проект «Зеленые города», который финансируется Глобальным экологическим фондом и исполняется ПРООН совместно с Минприроды.
Помимо технических мероприятий, которые будут реализованы в этом году (замена остановок общественного транспорта, развитие велосипедного движения с объединением двух городов единой велосипедной сетью, установка велогаражей, внедрение системы адаптивного управления для синхронизации сигналов светофоров и т.д), Проект разработал уникальные для Беларуси документы- Единый план устойчивой городской мобильности для Полоцка и Новополоцка и План зеленого градостроительства для каждого города. |
В марте наш портал разместит наиболее интересные и значимые положения из этих документов для всеобщего обсуждения. Полочане и новополочане смогут высказать свое отношение к предложениям по обновлению, «апгрейду» наших городов, которые предлагают разработчики. Мы, в свою очередь, предлагаем вашему вниманию цикл публикаций, которые доступно расскажут об основных темах и направлениях, затрагиваемых в этих документах.
В последнее десятилетие у некоторых городов появились новые определения: «зеленый», «умный», «инновационный». Развитые страны стали разрабатывать специальные концепции (модели) городского развития под названием «SimbioCity», «SmartCity» и др. Эти модели схожи, поскольку нацелены на то, чтобы сделать города более комфортными и удобными для людей, а не для транспорта или промышленных предприятий.
В свою очередь и горожане стали предъявлять более высокие требования к качеству среды обитания. Растет спрос на «зеленые» кварталы и энергоэффективные дома, безопасные пешеходные и велосипедные дорожки, а также обустроенные общественные пространства. В последние годы ведущие урбанисты всего мира сконцентрировали свое внимание на проблеме общественных пространств с тем, чтобы активизировать городскую жизнь, создать более комфортные условия для пешей ходьбы и велосипедного движения.
Город, удобный для жизни, – это безопасный город с чистой водой и воздухом, уютными дворами и зелеными парками, город, в котором его объекты и услуги доступны каждому человеку, независимо от его социального статуса и физических возможностей.
Разделяют такие подходы и медики, обеспокоенные низкой физической активностью людей, а также экологи, акцентирующие внимание на безудержном потреблении энергетических ресурсов и росте вредных выбросов в атмосферу.
Исследование, проведенное Национальным агентством здравоохранения Норвегии, показало, что активное передвижение экономит правительству страны около 8 долларов за каждый километр, пройденный пешеходом, и около 4 долларов за километр, который человек проехал на велосипеде.
Мобильность (подвижность) — это способность человека передвигаться самостоятельно или с помощью транспортных средств.
Устойчивая городская мобильность подразумевает переход городов от привычной структуры передвижений, в которой преобладают частные автомобили, к более устойчивой модели городской и региональной мобильности, основанной на использовании общественного транспорта и экологически чистых видов транспортных средств, включая электробусы и электромобили, велосипеды и другой безмоторный транспорт, а также пешую ходьбу.
__________
Сергей Дмитриевич Лейченко – Первый Заместитель председателя Полоцкого районного исполнительного комитета: |
«Устойчивая городская мобильность призвана учитывать интересы всех участников движения - пешеходов, личного транспорта, общественного транспорта, велосипедистов. Причем без явных приоритетов в какую-то одну сторону. В центре внимания - человек, не важно каким способом он передвигается по городу, но он должен чувствовать себя комфортно и безопасно. С какими-то направлениями у нас уже неплохо, а какие-то только начинают развиваться. Сейчас расширяется велосипедное движение, хорошая, но достаточно новая для нас сфера. С ней надо работать, не пускать на самотек, тем более здесь задействованы дети и подростки. Необходимо гармонично интегрировать этот способ передвижения в общую схему устойчивой городской мобильности, чтобы человек знал, как ему максимально комфортно можно попасть из точки А в точку Б, где можно оставить велосипед, где его отремонтировать, есть ли возможность по ходу передвижения воспользоваться общественным транспортом и т.д». |
__________
Устойчивая городская мобильность характеризуется комфортностью всех видов передвижений и поэтому способствует налаженному и справедливому доступу всех граждан к работе, образованию и базовым услугам, приводит к росту цен на недвижимость, повышению оборота объектов торговли и сферы обслуживания. Это хорошее средство для решения задач, связанных с повышением качества жизни и охраной окружающей среды.
Устойчивая городская мобильность способствует:
• реализации политики устойчивого развития города
• создании новых рабочих мест
• принятии инновационных решений для развития транспортной инфраструктуры
• вовлечении населения в улучшение облика города
• ответственном потреблении энергетических ресурсов
• уменьшении выбросов и шума, сохранении чистого воздуха
• распространении здорового образа жизни
• повышении качества жизни
• снижении барьеров в городской среде и повышении доступности услуг и объектов
Проблема обеспечения устойчивой мобильности достаточна сложна и не может быть решена в рамках традиционного транспортного планирования, при котором основное внимание уделяется отдельным видам транспорта и его инфраструктуре или транспортным потокам. Для изучения и удовлетворения потребностей людей в передвижениях требуются иные инструменты планирования и интегрированный подход.
В европейских странах в качестве такого инновационного инструмента используется План устойчивой городской мобильности (Sustainable Urban Mobility Plan или SUMP). Особенность этого документа в том, что он координирует стратегии развития различных городских секторов (транспорт, землепользование, окружающая среда, экономическое развитие, социальная политика, здравоохранение и безопасность), согласовывает действия государственных органов различного уровня и, самое главное, вовлекает в процесс планирования жителей города и другие заинтересованные стороны.
__________
Альберт Альбертович Шакель – Заместитель Председателя Новополоцкого городского исполнительного комитета: |
«Согласно последним исследованиям, несмотря на сильный промышленный фактор в регионе, основным источником негативного влияния на окружающую среду является автотранспорт. Поэтому решения в сфере городской мобильности очень важны для обоих городов. Однако в первую очередь важны не технические мероприятия, а изменения в сознании людей. Только так мы сможем достичь каких-то результатов». |
__________
Таким образом, SUMP — это одновременно стратегия на перспективу и «живой» рабочий документ. Основное его отличие от статичного генерального плана или комплексной транспортной схемы состоит в том, что это процесс постоянных преобразований, в ходе которых постепенно, шаг за шагом создается система устойчивой городской мобильности.
Хороший отклик тема устойчивой городской мобильности и принципов «зеленой» экономики, как правило, имеет в тех городах и населенных пунктах, у которых есть опыт участия в международных кампаниях и проектах, налажено конструктивное сотрудничество с населением и экспертным сообществом.
Наиболее успешные города на своем собственном опыте пришли к выводу, что конструктивная коммуникация (взаимодействие властей, экспертного сообщества и населения) может быть продуктивнее больших финансовых вливаний или решительных административных действий.
__________
Иван Филютич, эксперт проекта «Зеленые города»: |
«Сегодня во многих европейских городах, например во Фрайбурге, в Страсбурге приоритет отдается трем видам транспорта - общественному транспорту (трамваи и автобусы), а также велосипедному и пешеходному движению. Сегодня в этих городах не более 20-30% поездок совершается с привлечением личного автотранспорта. Применяется новый подход к формированию жилой среды. Это "car-free" территории, где абсолютный приоритет отдается пешеходам и велосипедистам. Такая городская модель очень существенно влияет на поведение людей. Это то, что называют современной шеринговой экономикой. 80% людей живут в арендованном жилье. У большинства тридцатилетних и младше нет собственного автомобиля. Люди чрезвычайно мобильны - в любой момент взяли велосипед, машину напрокат. Нашли новую работу - переехали. Люди перестали привязываться к каким-то материальным якорям, типа собственного дома, квартиры, машины, а стараются наоборот быть максимально мобильными. И сама городская среда этому способствует. И это набирающий обороты общеевропейский и общемировой тренд». |
__________
Улучшить качество жизни без решения вопросов устойчивой мобильности не удавалось пока ни одному городу мира. Безукоризненно работающий общественный транспорт, улицы без пробок, шума и шлейфа выхлопных газов, обустроенные «живые» общественные пространства – такую реальность можно создать только совместными усилиями жителей города и его властных структур.
__________
Павел Астапеня, эксперт проекта «Зеленые города»: |
«25% перемещений в Полоцке и Новополоцке осуществляется между этими двумя городами. Мы рассматриваем Полоцк и Новополоцк, пилотные города проекта "Зеленые города", как конгломерацию, для которой разрабатывается Единый план устойчивой городской мобильности. Это уникальный документ для Беларуси. Его цель-обеспечить комфортную связь между двумя городами. Это развитие устойчивого общественного транспорта. И конечно же, это развитие велосипедного движения. Мы свяжем города велодорожкой, уберем существующие барьеры, внедрим необходимую велосипедную инфраструктуру. Согласно опросу, 60% жителей двух городов не пользуются велосипедом на постоянной основе из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры, в первую очередь, мест для хранения велосипедов -велогаражей». |
__________
Принимайте участие в обсуждении Единого плана устойчивой городской мобильности для Полоцка и Новополоцка в марте на нашем портале!
Читайте также:
«Выйдет до «Манежа» и, может быть, по новому мосту». В Новополоцке рассказали о трамвае до Полоцка
Как Полоцк и Новополоцк превращают в «Зеленые города». Что планируют сделать уже в 2018 году?