Развитию общественного транспорта в Едином плане устойчивой городской мобильности и Планах зеленого градостроительства для Полоцка и Новополоцка, документах, разработанных проектом ГЭФ-ПРООН-Минприроды «Зеленые города», отводится важное место. Ознакомиться и прокомментировать документы можно здесь.
Общественный транспорт является самым значимым средством передвижения в большинстве стран мира, поскольку хорошо организованная его работа обеспечивает устойчивое развитие городов и населенных пунктов, позволяет рационально использовать улично-дорожную сеть и экономить топливно-энергетические ресурсы, защищать окружающую среду и гарантировать высокий уровень безопасности дорожного движения.
К сожалению, для белорусских городов и страны в целом характерна тенденция снижения объема перевозок и пассажирооборота, выполненного всеми видами общественного транспорта, за исключением минского метро.
Такие же негативные процессы в течение ряда лет происходят в Полоцке и Новополоцке.
За последние десять лет вдвое (с 172 до 85 единиц) сократилось число автобусов, находящихся на балансе в Полоцком автобусном парке №2. Общая численность автобусов в АТП №6 Новополоцка колеблется в пределах от 136 до 153, но ситуация является критической, поскольку 79,1% из них выработали свой амортизационный ресурс и подлежат списанию.
Существующая в Новополоцке трамвайная линия (11,2 км) построена по параметрам скоростного движения, но не получила развития: на долю трамвая приходится только 4% перевозок пассажиров.
Трамвай есть только в четырех городах Беларуси, но остается «сиротой»: десятилетиями нет расширения его сетей. Однако, во в многих странах мира он становится все более популярным среди населения.
Специально анкетирование по вопросам передвижений с трудовыми целями, проведенное среди работников крупных (более 100 человек) предприятий Полоцка и Новополоцка, показало: 48% из них пользуется общественным транспортом, 33% поездок выполняется на личных автомобилях, около 2% — приходится на ведомственный транспорт. Передвижения пешком составляют 16%, а на велосипеде — 3%.
Беспокоит людей состояние улично-дорожной сети и транспортных средств, есть претензии к интервалам движения общественного транспорта, соблюдению расписаний, а также применяемой системе оплаты проезда.
Пока схемы автобусных маршрутов в Полоцке и Новополоцке формируются автономно друг от друга, в соответствии с бюджетными возможностями городов и условиями улично-дорожной сети. Не интегрированы между собой и системы оплаты проезда, они носят архаичный характер, что снижает привлекательность общественного транспорта для населения.
В Полоцке и Новополоцке есть потенциальная возможность улучшить транспортное обслуживание населения. Главное условие решения имеющихся проблем — организация грамотного управления мобильностью и эффективное государственно-частное партнерство.
Власти Берлина поставили задачу изменить структуру транспортных предпочтений населения в пользу экологически чистых видов передвижений, но им понадобилось 15 лет, чтобы изменить ситуацию. Жители немецкой столицы с удовольствием пользуются общественным транспортом, поскольку он работает круглосуточно и ритмично, обеспечивая комфортные условия для всех категорий пассажиров. За счет выделенных полос возросла его скорость таким образом повысилась его привлекательность.
Четкая работа общественного транспорта обеспечивается благодаря отлаженному взаимодействию местных властей, перевозчиков и «транспортных союзов», выступающих в роли эффективных организаторов процесса транспортного обслуживания населения. Деятельность этих независимых от перевозчиков административных и финансовых структур основана на контрактных отношениях и нацелена на сбалансированное развитие общественного транспорта и активных видов передвижений.
Для координации создаются единые центры управления, которые поддерживают постоянную связь между перевозками пассажиров и водителями всех транспортных средств. Пассажиры могут получить необходимую им информацию в режиме реального времени в транспортных средствах, на остановках общественного транспорта и в интернете.
Подобные зонтичные структуры, работающие под девизом «Единое расписание. Единая оплата проезда. Единый билет», существуют во всей Германии, а также в Австрии и Швейцарии.
Зачастую автобус и трамвай двигаются по одной полосе, совмещены их остановки, что удобно для пассажиров и экономно с точки зрения городского пространства. Использование трамвая не ограничивается городскими перевозками, он успешно работает в пригороде, а также при междугородных и даже международных перевозках пассажиров.
Интересен немецкий опыт комплексного использования железнодорожных сетей, проходящих по территории городов и населенных пунктов. Он показывает, как эффективно можно использовать потенциал железнодорожного транспорта для внутригородских перевозок пассажиров.
В последние годы «немецкие принципы» сетевой работы и интегрированного развития всех видов передвижений активно внедряются в ряде российских городов. Благодаря многоплановому проездному билету «Тройка» существенно возросло число пользователей общественного транспорта в Москве, поэтому сферу действия его планируется расширить на другие регионы.
Много креативных идей появляется благодаря новым трендам, связанным с интеграцией транспортных, цифровых технологий и современных платежных систем. Общественный транспорт становится более персонифицированным, а мобильность начинает восприниматься как комплексная услуга.
Инновации в сфере общественного транспорта означают не только применение научных достижений и новых технологий, но и более прогрессивные методы изучения спроса на перевозки, а также гибкость в их организации. Для привлечения новых пассажиров используются специальные формы обслуживания: для «маломобильных» категорий населения (женщин с детьми, пожилых людей), в позднее время суток «от двери до двери». Организуются «рыночные» или «театральные» маршруты, маятниковые перевозки к объектам культурного, торгового или спортивного назначения, в качестве дополнительной услуги пассажирам предлагается доставка их покупок и вещей по назначению.
Ознакомиться и прокомментировать конкретные предложения, которые содержит Единый план устойчивой городской мобильности для Полоцка и Новополоцка, можно здесь.
Читайте также: Сколько жителей Полоцка передвигаются по городу пешком? А сколько — на машине или велосипеде? Результаты опроса, которые вас удивят
В Витебской области насчитали почти полмиллиона машин. Посмотрите, сколько из них без техосмотра?