Главная > Новости > Общество > Как из Полоцка увезли крест Евфросинии, открывали здесь первый городской музей в Софийке и арестовали его директора


Как из Полоцка увезли крест Евфросинии, открывали здесь первый городской музей в Софийке и арестовали его директора

14:16, 24.02.2021 8630 Источник: gorod214.by

Созданием городского музея в Полоцке занялись в 1920-е годы. О том, как его история связана с крестом Евфросинии Полоцкой, а также о трагической судьбе первого директора музея Семена Бресского, читателям GOROD214.BY рассказывает экскурсовод Наталья Сергеенко. 

1518921436273

Полоцк в 1926 году, фото из открытых источников

В 1924 году Полоцк вошел в состав Беларуси и в городе создали Краеведческое товарищество. Его задачей было, в том числе, создание окружного музея. Краеведы собирали материалы по истории родного края для будущего музея, готовили сообщения об этом для журнала «Наш край»,  газет «Савецкая Беларусь» и «Полоцкий пахарь», устраивали экскурсии и лекции для всех желающих.

Исследовать полоцкие артефакты приезжали из Минска знаменитые учёные – профессор БГУ Николай Щекотихин, например. Тогда же подготовили и напечатали сборник «Полотчина» тиражом две тысячи экземпляров, в котором описывали развитие города и региона до 1925 года. Несколько страниц из него мы приводим ниже. 

P1010483

Фрагмент издания «Полотчина», 1925 год

Там есть раздел о культурных ценностях города, которые государство берет под охрану. В списке значится и крест Евфросинии Полоцкой. Тот самый крест, который пропадет в годы Второй мировой войны. Это значит, что в 1925 году он находился среди особо ценных музейных экспонатов в Полоцке.

P1010484

P1010486

Решение открыть  городской музей принимали на I съезде Краеведческого товарищества в декабре 1925 года во время празднования 400-летия белорусского книгопечатания. Эта дата была приурочена к выходу в 1525 году первой печатной книги в Великом Княжестве Литовском, куда тогда входил и Полоцк, родина Франциска Скорины.

Поэтому краеведческий музей решили назвать в честь Франциска Скорины, а открыть его в Софийском соборе. Софийскую горку, как всегда называли полочане древнее замчище, планировали переименовать в гору Скорины и установить тут памятник знаменитому земляку. Собирались также высадить там деревья и сделать большую прогулочную зону на Верхнем и Нижнем замках, где категорически запрещалось строительство, так как они были объявлены памятниками государственного значения.

10624865_742680079135266_5579209298454400975_n

Весь 1926 год шел ремонт Софийского собора и подготовка экспозиции. В регионе тогда было около тысячи активистов краеведческого и музейного движения. Собрания актива проводились в Первой советской школе или в «Доме работников просвещения» (бывший театр Марка Аронова), где уже давно собирали экспонаты будущего городского музея. Среди них были картины известных европейских живописцев: «Убийство Стефана» Сальватора Розы, портреты монахов-преподавателей иезуитской академии и Доминиканского ордена в Полоцке и др.

Оценку экспонатам давали полоцкие специалисты «старой царской школы» – Дмитрий Виноградов, Петр Дейнис, а также молодые исследователи – историк Сергей Миронович Мелешко, выпускник Академии художеств Санкт-Петербурга и белорусских педагогических курсов в Вильно Семен Бресский. Именно он станет оформителем первой экспозиции, единственным экскурсоводом и первым директором Полоцкого Окружного краеведческого музея имени Франциска Скорины. 

Семен Бресский родился в 1898 году в деревне Дуброво возле Постав в семье крестьянина. Был пятым, самым младшим, ребенком семье.

Открытие музея приурочили ко второй годовщине Краеведческого товарищества в Полоцке. Оно состоялось 26 декабря 1926 года. Экспозиция состояла из множества разделов. Самый большой – религиозный. Сергей Мележко в городской газете писал, что кроме научно-исторического значения этот раздел музея будет каждый день проводить антирелигиозную пропаганду.

17_1

Софийский собор

В музее оформили большой художественный отдел, этнографический отдел, в котором были слуцкие пояса,  манекены с одеждами и мебелью городских и сельских жителей. Были также отделы древнего и революционного Полоцка.

Открытие музея было праздничным, о нем сообщали все главные газеты республики. Однако триумф этой удивительной экспозиции периода белорусизации был недолгим. Уже весной 1928 года Семена Бресского арестовали.

Через некоторое время газета «Чырвоная Полаччына» публикует небольшой фельетон, в котором от имени неизвестного автора говорится, что непонятный какой-то музей существует в Полоцке: ходишь среди икон да старых предметов религиозного культа как «черт по пеклу», сам понять не можешь ничего, а никто тебе не расскажет.

Следующую интересную заметку в полоцкой газете уже можно встретить в ноябре 1928 года. В ней говорится, что Полоцкое окружное правление Краеведческого товарищества командирует своего представителя в столицу в Национальный исторический музей к директору Вацлаву Ластовскому за экспонатами на революционную тематику.

Их передадут  в Полоцк  в  обмен на крест Евфросинии Полоцкой. Это должно, как пишет газета, значительно обогатить и усилить полоцкий музей.

File1323

Также в номере говорится, что 13 ноября за один день экспозицию музея  посетило 400 человек. Прежде чем отправить полоцкую святыню в Минск, горожане пришли попрощаться с реликвией.

Но вернемся к Семену Бресскому. Почему его арестовали?

Семья Бресских жила в предоставленной им бывшей квартире Диваловских рядом с Софийским собором. Недалеко находились казармы, в которых проживала семья Симаковых. Семен Бресский и Александр Симаков, бывший кадровый военный, сдружились. Они часто  собирались на квартире Симаковых, обсуждали смерть Есенина,  аресты и обстановку в пограничном Полоцке 1926-го года, читали газету «Сегодня», издаваемую в Риге русскими белогвардейцами.

При подготовке сборника «Полотчина» члены Краеведческого товарищества подготовили часть материалов, которые не вошли в основное издание и были секретными. Семен Бресский владел этой информацией. Там говорилось о слабой  работоспособности полоцких властей, милиции и прокуратуры, исправительного дома. Например, Бресский знал, что в местном исправдоме содержали 304 заключенных, а рассчитан он был только на 90 человек. Знали он и низкой квалификации руководителей региона, материальных растрат и т.д.

i



Софийский собор и окрестности. Фото предположительно 1920-1930-х годов, из открытых источников

Обсуждение этих фактов, разговоры привели к появлению стихотворений, написанных Александром Симаковым, которые имели ироничный, а порой и явный негативный подтекст. Так в полоцкой газете публикуется его большое стихотворение под названием «Карнавал». Вот фрагмент:

«Я сегодня весел не по-детски,

Я сегодня не сгибал плечей.

С каждым годом Карнавал Советский

Веселее,

Ярче и звончей...».

В 1926 году Александр сочиняет целую поэму «Третья», посвященную  скорой  революции, о которой мечтают друзья:

«Мы победим – не может быть иначе-

Уже волнуется неприглашенный гость.

Народ притих…А это много значит,

Кипит в сердцах придавленная злость.

Мы не пойдем с наганами и плетью,

У нас девиз свобода и любовь…

Она поет неутомимо, братья,

И с нею синяя, как небо, новь».

Семен восторгается талантом друга, читает поэму полоцким поэтам, собирается писать портрет Александра Симакова. В  ГПУ поступают предупреждения неравнодушных граждан. На квартире Семена Бресского проводят обыск, во время которого обнаружен рукописный экземпляр поэмы «Третья», написанный рукой Семена с посвящением «Максиму» (так звали маленького сына Семена Бресского). Это и стало основной причиной его ареста.

Первому директору Полоцкого Окружного краеведческого музея и его товарищу-поэту предъявили обвинение в написании, хранении и распространении антисоветской литературы. Семен Бресский свою вину не признал, но против него свидетельствовали те, кому он читал поэму. Его отправили в ссылку на 3 года в Восточную Сибирь. Александр Симаков взял основную вину на себя, за что получил 3 года колонии в сибирский лагерь.

Среди свидетелей по делу Бресского и Симакова был Петрусь Бровка, молодой литературный работник, который начинал свою деятельность в газете «Чырвоная Полаччына». Позже он возглавит коллектив Белорусской Советской энциклопедии. Историю Полоцкого краеведческого музея там подадут без точной датировки, без упоминания экспозиции в Софийском соборе и без имени ее первого директора.

Источники говорят, что Семен Бресский после ссылки работал преподавателем и художником в Новосибирске. Его жена Анна, поэтесса, осталась жить в Полоцке и связь с ним порвала. Семен же в 1936 году оказался в Казахстане, где снова был арестован, уже по обвинению в шпионаже. О дальнейшей его судьбе ничего не известно. Реабилитировали мужчину только в 1989 году.

Во время экскурсий меня иногда спрашивают: «Если бы не друг-поэт и его стихотворение, то, возможно, не закрыли бы первый музей в Полоцке, не стали бы «усиливать» его экспозицию предметами революционной тематики. И крест святой Евфросинии так и остался бы  у нас?».

Не думаю. Очевидно, что поэма «Третья» была лишь поводом, чтобы убрать критически мыслящих и неугодных людей в то время. Уже шли массовые аресты по делу ПОВ (Польской организации войсковой) в Полоцке. По делу Симакова - Бресского был арестован свидетель – директор польской школы. Маховик репрессий только начинал свои обороты,  и история начала нашего Полоцкого окружного краеведческого музея в Софийском соборе была обречена на долгое забвение.

Среди важных источников этого текста отмечу статью Надежды Владимировны Жук о Семене Бресском, опубликованную в сборнике материалов научной конференции в Витебске в 2009 году. 

1610792_742680309135243_8488763726193529353_n

Автор статьи: Наталья Сергеенко – экскурсовод, краевед и куратор проекта «Мінулае ў сучасным»

Читайте такжеПриехал в Полоцк из Москвы на большую зарплату, но остался и в тяжелое время. История основателя первой художественной школы в городе

Как бизнесмен Марк Аронов изменил Полоцк в начале 20 века: создал самый модный квартал в городе, привозил лучших артистов и развивал кино

Необычный арт-объект может появиться в Полоцке. Поговорили с дизайнером Игорем Куржаловым – бывшим Главным художником города

Оставайтесь с нами в социальных сетях: 

insta   58cbe3ace31ff15adc715b82  



Автор: Наталья Сергеенко




Не вижу код