Гостям Глубокого не нужно думать, что привезти в подарок родне и друзьям. Купил местную сгущенку и клюкву в сахарной пудре — и презент готов! Причем бело-красные коробочки с «журавінавым» лакомством от «Аржаницы» уже давно стали серьезным конкурентом сине-белым «сгущеночным» баночкам от МКК.
Татьяна Матвеева
Мы побывали на единственном в Беларуси предприятии, где делают драже из клюквы. Нам приоткрыли секреты приготовления кисло-сладких «пацалункаў-падарункаў», которые так нравятся и белорусам, и иностранцам.
На «Аржанице» делают не только драже из клюквы, но и мармелад, сироп из разных ягод и другие десерты
Аржаница — красивое белорусское слово. На «мове» так называют какой-то предмет или растение? Оказывается, нет: это река неподалеку от Глубокого. В 1996 году местный бизнесмен Анатолий Бриленок назвал так свое предприятие, которое переросло в семейный бизнес. Сегодня им руководит его 36-летний сын Василий.
«Аржаница — река небольшая, но живучая. Как и наше предприятие: все эти 25 лет рассчитываем лишь на свои силы. В 2019-м отец передал руководство фирмой мне. Мама, Нина Васильевна, — мой заместитель, а папа — уже на пенсии, но все равно присматривает за фирмой, работает у нас заведующим хозяйством, но в документах он — учредитель. Я пришел в фамильное дело не так давно, в 2014-м. После окончания ПГУ 7 лет работал на новополоцком “Полимире”, и пищевая промышленность стала для меня новой сферой. Но вник во все тонкости, есть идеи, как развивать предприятие, однако к отцовским советам всегда прислушиваюсь: у него и опыт, и профессиональное чутье», — делится Бриленок-младший.
Василий признается, что клюква в сахарной пудре — не их семейное ноу-хау:
«Идея не наша, такой продукт был в Советском Союзе. Отец взял за основу советскую рецептуру, но усовершенствовал производство и запантентовал наш способ изготовления драже. И пока мы одни такие в стране. Уже четверть века».
Директор ОДО ПКФ «Аржаница» Василий Бриленок
Заместитель директора Нина Бриленок
«Наши конкуренты — частники-скупщики. Они закупают клюкву, чтобы продать в России, Прибалтике»
Сейчас на «Аржанице» — межсезонье: клюква на болотах еще не созрела, и продукцию делают из прошлогодних ягод, ее здесь научились хорошо хранить и летом. Но директор уже планирует, как принимать новый урожай:
«Мы закупаем клюкву в сентябре-октябре. Сразу много — около 30 тонн, чтобы хватило на год. Ягоды нам сдают и местные жители, и оптовики — чаще всего, проверенные, из Витебской области».
Каждую партию клюквы отправляют в центр гигиены и эпидемиологии — на радиологический контроль
«В этом сезоне хотим купить свою установку контроля радиации. Она позволит делать экспресс-тест прямо на предприятии. Поставщик привез партию клюквы, мы берем из нее 500 граммов на анализ — и через 20 минут знаем, чистая ли ягода».
Прошлой осенью цена на болотную ягоду стартовала с 3,5 рубля за килограмм. Потом дошла до 4,8 рубля. Для многих местных сбор клюквы — хорошая подработка, а для кого-то — и основной доход осенью.
Но все не так просто: местных сборщиков клюквы у «Аржаницы» стараются переманить.
«Наши конкуренты — частники-скупщики. Они приезжают к людям прямо на болота и закупают клюкву, чтобы продать в России, Прибалтике. Они предлагают более высокую цену за ягоду любого качества. У нас же требования к сырью более строгие. Хотя люди собирают клюкву “комбайнами”, потом особо не перебирают, и мы тоже принимаем ее со мхом. Из 30 тонн ягод отсортировывается около 2 тонн мха», — отмечает Василий Бриленок.
Чтобы клюква не портилась, ей нужно создать условия, как на болоте. Ягоды хранят в прохладном помещении, в воде. Так ее хранили и наши деды
На сироп и мармелад ягоды замораживают. На это идет мелкая клюква, которая не подходит для драже
«Никакой “химии” не добавляем. Консервант натуральный — сахар»
Самое фирменное лакомство — драже в сахарной пудре — на «Аржанице» делают обычно два раза в неделю. Но все зависит от заказов.
«На склад никогда не работаем, хотя линия в смену позволяет сделать 800 кг продукции. “Дни драже” — среда и пятница. Оно всегда готовится отдельно, — объясняет тонкости директор. — А в другие дни варим мармелад, сироп, делаем конфеты, тарталетки. Ведь, помимо драже из клюквы, мы производим десерты из брусники, голубики, садовой малины. Всего у нас — более 25 наименований».
Линия в цеху не длинная — около 10 метров. Но на ней много разных стадий «превращения» клюквы в лакомство. Справляются с этим шесть сотрудниц.
Со склада клюква попадает в цех, потом — на мойку. Оттуда — на конвейер: хоть сырье уже очистили от мха раньше, оператор еще раз — вручную — отбирает плодоножки, мятые ягоды.
Калибровочный барабан сортирует ягоды по диаметру. На драже идет клюква более 5 мм. А мелкая просеивается, и ее потом замораживают и делают мармелад, сироп.
Затем клюкву макают в крахмал: чтобы сахарная пудра склеилась с ягодой. После этого — две стадии обкатки. Здесь тоже много нюансов: чтобы пудра не сбилась в комки, а драже подсохло, не растрескалось.
По конвейеру «шарики» скатываются на обсыпку. Сахарной пудрой их посыпают из сита. А могут дать и дополнительный вкус: имбиря, корицы, какао, кардамона.
И последний этап — ягоды попадают в лотки. Мастер несет их в шкаф на просушку — на полсуток. На следующий день драже упаковывают в коробочки по 100 граммов.
«Никакой “химии”, усилителей вкуса не добавляем. Только клюква, крахмал и сахар. Он служит консервантом. Сейчас это не совсем модно, многие - за ЗОЖ, но надо выбирать: или “ешки”, или сахар. Натуральный продукт вообще очень сложно сохранить. К слову, сахар мы сами мелем на пудру, в отдельном помещении в цеху. Ее нельзя долго хранить, она слеживается, превращается в камень. Пудру накатываем по рецептуре, но соблюдаем баланс сладости и кислинки».
Это садовая клюква, она крупнее, чем болотная. Из нее делают конфеты в шоколадной глазури с орехами
«Отвезти драже на Дальний Восток не получится: срок годности — месяц»
«У нас два “головняка”: первый начинается осенью, когда закупаем клюкву, а второй длится весь год — как сбыть товар, — делится директор. — Сейчас границы закрыты из-за коронавируса, и делать это непросто. 70% продукции продаем в Беларуси, около 25% — в Москве. Работаем в российской столице с крупной сетью фермерских продуктов, поставки ей делаем каждую неделю, и возим товар своим транспортом».
Но глубочане стараются найти рынки сбыта и в других странах:
«Пробуем зацепиться за Польшу, в частности, за приграничные города. Один раз отвезли продукцию в Швейцарию. Там много россиян, и они скучают по советским сладостям. Но с логистикой возникли проблемы: наш товар пришел швейцарцам через две недели после отгрузки. Работаем также с Казахстаном и Грузией».
По словам Василия Бриленка, география экспорта была бы шире, если бы не срок хранения драже:
«Он маленький, только 30 суток. Поэтому везти клюкву в сахарной пудре, скажем, на Дальний Восток или в Китай не получится. Ягода не испортится, но высохнет, получится что-то вроде изюма».
В прошлом году на «Аржанице» построили склад для приемки сырья. «Летом закупаем малину, бруснику, голубику. А осенью — клюкву», — рассказывает директор
«Зарплата — выше среднего в Глубоком. Люди держатся за место»
На «Аржанице» работает 25 человек. Все — глубочане. Некоторые тут более двадцати лет.
«Работа в цеху, вроде, простая. Но в ней много нюансов. Кто-то пришел к нам с молочноконсервного комбината, кто-то — с мясокомбината, кто-то вообще не работал в пищевой промышленности. Но люди освоились — и лет пять на “Аржанице” нет текучки кадров», — утверждает Василий Бриленок.
По его мнению, людей держит и зарплата, и человеческое отношение руководства:
«Средняя зарплата на предприятии — около 1000 рублей. Я пока не придумал лучшего мотиватора к труду, чем зарплата. Хотя это неправильно. Человек не должен работать только ради денег. Надо, чтобы ему было интересно, чтобы он гордился тем, что делает. Думаю ввести рейтинговую систему, чтобы лучшие работники месяца получали вознаграждение».
Бриленок-младший с гордостью говорит о родителях:
«Можно сказать, я пришел на всё готовое. А отец положил тут всё здоровье. И звание “Человек года Витебщины-2019”, которое дали мне, на самом деле заслужил отец. Это он, выпускник авиаинститута, четверть века назад сколотил бригаду, сделал линию по производству драже, доказал всем, что предприниматели — не хапуги и спекулянты, что они платят налоги и помогают стране развиваться. И все эти годы ему помогала жена Нина Васильевна. А сейчас мама — правая рука у меня».
«Наши коробочки одно время даже входили в подарочную корзину президента»
Вопрос в духе нашего времени:
— Нет ли у вас опасения, что кто-то вдруг усмотрит в БЧБ-коробочках с продукцией «Аржаницы» что-то «идеологически неправильное»?
— Ну, знаете ли, эти коробочки одно время даже входили в подарочную корзину президента, которую вручали высокопоставленным людям. Бренд разработан давно. И на самом деле все просто, без подтекста: клюква — красная, сахар — белый.
До 2018 года продукция «Аржаницы» выглядела пестро: у драже — один дизайн упаковки, у конфет — другой, у мармелада — третий. Предприятие провело ребрендинг: объединили все в одну линейку, под товарным знаком «Пацалункі-падарункі».
«Если бы мы оплачивали это сами, то услуги по ребрендингу обошлись бы нам в 11 тысяч евро. Но на 60% нам их профинансировал Европейский банк реконструкции и развития».
По просьбам покупателей на упаковках появился белорусский язык.
«И многие за это нас благодарят, мол, молодцы, что делаете интересный национальный продукт на роднай мове».
Глубокое называют «вишневой столицей»: вишня растет тут в каждом дворе, в городе проводят большой праздник, посвященный этой ягоде.
«Власти каждый год перед “Вишневым фестивалем” предлагают нам: “Сделайте уже наконец какую-либо сладость и с вишней”. Мы бы с радостью, ведь эта ягода — и правда бренд Глубокого. Есть идеи, как сделать десерт из вишни. И, возможно, вишневое лакомство появится».
«Клюквы в лесах становится все меньше. Давайте ее беречь!»
Пять лет назад «Аржаница» создала общественную организацию «Клюквачи».
«Название придумал мой маленький племянник — тоже, получается, внес вклад в семейное дело», — улыбается Василий Бриленок.
«Клюквачи» занимаются экологическим просвещением, призывают людей беречь природу. В сезон ездят на болота, контролируют сборщиков ягод, общаются с заготовителями. С помощью Программы развития ООН «Аржаница» построила региональный центр экологического просвещения под Глубоким.
«С каждым годом клюквы становится все меньше. Ее неправильно собирают — например, рвут зеленую, вытаптывают, даже варварски выкашивают. Поэтому мы вместе с экологами обучаем, как вести себя на болоте, чтобы ягода радовала урожаем и в следующем году. Клюква — наше белорусское всё, давайте ее беречь!»
В магазине «Смак» в центре Глубокого — самый большой выбор продукции «Аржаницы». Продавец Анастасия Молотовник говорит, что бело-красные коробочки с удовольствием покупают на сувениры: «У людей не болит голова, что привезти из Глубокого — сгущенку и клюкву в сахарной пудре».
Фото Алеся Пилецкого
Читайте также: Полочанин уже три года разводит необычное дерево павловния. Говорит, его экопроект может изменить город