2021 год обещает быть не самым простым для бизнеса. Тем более в регионах. GOROD214.BY обсудил эту и другие темы с директором INDY pub. Дмитрий Шпаков рассказал об отличиях Полоцка и Новополоцка, конкуренции между заведениями и испытании коронавирусом.
«Полочане более тяжелые на подъём, а новополочане экономят не меньше соседей»
– Почему INDY pub открылся именно в Новополоцке?
– Все наши учредители родом из Новополоцка. Да и город достаточно развит для такого начинания. Здесь довольно много заведений, но есть условия для того, чтобы открывались новые. Думаю, новополочане уже привыкли проводить время не только дома, бывать в разных местах. Вот в Полоцке ресторанов и баров значительно меньше, и с местом для заведения там угадать сложнее.
– Когда планируешь заниматься подобным бизнесом в наших городах, о каких нюансах нужно думать прежде всего?
– В Полоцке мало помещений, где можно открыть заведение, чтобы сверху не было жилого дома. Да и сам город большой, растянутый за счёт частного сектора, а районы не подразумевают наличия в них отдельных заведений. Для развития общепита остаётся, преимущественно, центр города. Жители Полоцка более тяжёлые на подъем, ведь ехать, скажем, из Коровников куда-то в центр — проблематично.
А Новополоцк — компактный, как все говорят, «одна улица». Молодёжи здесь больше, в том числе благодаря университету, общежитиям. В этом плане Новополоцк более приемлем. Это показывает и опыт: заведения чаще и дольше живут в Новополоцке. Здесь существуют и клубы/помещения, которые переходят из рук в руки: был «Белый остров» — теперь «Мята» и т.д.
Зато в Новополоцке существует проблема якобы больших зарплат. Считается, что здесь есть люди с деньгами. Но опыт показывает, что жители Новополоцка экономят не меньше соседей. Поэтому мы стараемся держать среднюю ценовую планку, чтобы посетители, приходя к нам, могли попробовать самые разные сорта пива, многие из которых мы привезли в Новополоцк первыми.
Кстати, мы стали торговать сейчас модным крафтовым пивом, которое привозим из маленьких пивоварен Витебской и Гомельской областей.
«У нас всегда поход в бар или ресторан — это событие для людей»
– А чем ваш паб отличается от местных кафе?
– Кафе ассоциируется с кофе, а паб с пивом. Но особенности на этом не заканчиваются. У нас, как и в классическом европейском пабе, по пятницам и субботам очень шумно, идёт спортивная трансляция, играет фоновая музыка и люди громко общаются. Наша аудитория — это люди, которые воспринимают пиво как напиток.
В наше время пиво пьётся из экономии, а ещё часто не воспринимается как алкоголь. Но пиво – это сложный в производстве напиток. Его нужно сварить из качественного продукта, и оно имеет срок годности. В большинстве местных кафе и ресторанов есть два-три сорта пива, поэтому гости выбирают из ограниченного списка. Мы же предлагаем выбор: от знакомой многим «Аливарии» до импортного или крафтового пива.
– По-вашему сфера общепита и досуга развита в наших городах?
– Она ещё не развита в принципе в Беларуси, только в Минске появляются заведения и желание ходить в них просто так. У нас всегда поход в бар или ресторан — это событие для людей. Мы в этом смысле отстаём от Европы. Но дело не столько в нас, а в том, что «не мы такие — жизнь такая».
– Значит, чем больше конкуренция, тем лучше?
– В общественном питании конкуренция — это двигатель торговли. Чем больше заведений в городе, тем чаще люди в них ходят. И наш город обрастает клубами, кафе и барами. Если раньше было лишь пара ресторанов, то сейчас появляются целые сети, которые растут и развиваются.
«Да, мы меньше зарабатываем, но сохраняем имидж»
– Долго ли окупается такой бизнес?
- Это долгоокупаемое вложение. Существует такое мнение, что заведение должно окупиться за 5 лет. Но на деле сталкиваешься с многочисленными внешними факторами.
– Например, коронавирус?
– Да. Он ударил сильно. Многие закрывались и не работали. Мы не закрылись. В моем понимании закрытие сродни тяжёлому старту. Когда обстоятельства вынуждали, мы работали до пяти. Стали работать с доставкой. А ещё нам здорово помог персонал, никто из сотрудников не уволился, хотя платить пришлось по мере зарабатывания.
Арендодатель позволил оплачивать часть аренды. Летом мы смогли открыть уличное кафе и наверстать упущенное. Хотя наши планы на год, конечно же, не сбылись. Но, несмотря на ситуацию, мы не снижаем ассортимент, держим планку. Это тяжело. Да, мы меньше зарабатываем, но сохраняем имидж. Несмотря на пандемию, мы открыли второй зал, два раза обновили меню и продолжаем его совершенствовать, отходя от фастфуда.
– Принято считать, что самый большой удар во время пандемии приняли туристические города. Новополоцк к таковым не отнесёшь, но бывают у вас иностранные гости?
– Новополоцк упадка туризма не ощутил, здесь бизнес зависит от местных жителей. Тем не менее, в нашем пабе постоянными клиентами были иностранцы: испанцы, немцы. Здесь они чувствовали себя как дома, тут было пиво, к которому они привыкли.
– Чего ожидать от паба в новом году?
– Осенью мы смогли организовать пивной фестиваль, куда пригласили пивоваров Витебской области. Летом 2021 планируем организовать его вновь уже на площадке летнего кафе. Может, это будет не один, а два дня. Хотим привлечь музыкантов.
– Говорят, что после пандемии мир не будет прежним. Люди освоили доставку, онлайн-кинотеатры, удалённую работу. А на ваш взгляд, вернутся ли горожане в заведения?
– Я думаю, что спрос только вырастет. Ведь культура похода в кафе и бары у нас только развивается, она не избита, а значит ей ещё расти и расти. А пандемия в свою очередь показала: мы можем что-то потерять, в нашем случае это живое общение. Виртуальное общение — это не будущее. Такие заведения, как наше, не обременены условностями и готовы открыть двери для всех.
Беседовала Диана Кашкур, фото: Кирилл Смоляков
Читайте также: «Там всё необычно. От первого до последнего дня». Полочанин провел полгода в экспедиции в Антарктике – вот его рассказ и фотографии