Алла Чуро – самый настоящий «педагог здорового человека». Не спешите возмущаться, мы не пытаемся противопоставлять и сравнивать. Это просто понятное нам сейчас выражение, оно так подходит нашей героине. Мы хотели поговорить с учителем, который, достигнув профессиональных высот, не деформировался в строгого функционера.
Мы с Аллой учились в полоцком педколледже, мы знакомы. Глядя на ее педагогический путь, я всегда думала – такая смелая, такая «апантаная», как бы не сломала ее система. Но такие учителя, как Алла Петровна, умеют овладевать умами – им хочется дать подирижировать, потому что результат завораживает. Теперь она заведует Лепельским Центром детей и молодежи, но так как становление ее как педагога началось в Полоцке, мы решили пообщаться с Аллой и, может, чему-то поучиться у нее.
Катерина Иванова
Алла Чуро, фото из личного архива
– Какие они, современные дети? И чем они отличаются от нас в их годы?
– Начнем с того, что это наши дети. Когда слышу «Вот так молодёжь пошла!» (в негативном ключе), то сразу спрашиваю: «А не ваши ли это дети? Не ваши ли это внуки? К кому претензия? Они что, самопасом росли?» Это дети, которых воспитали мы на своем примере. У современных детей другие интересы и другие возможности.
Сейчас родители дают своим чадам все, в чем так нуждались сами. Ну а кто в чем нуждался, это уже другой вопрос. Ведь кому-то не хватало внимания и заботы, а кому-то просто дорогих игрушек. Считаю, что стало больше закрытых и одиноких детей. Большинство родителей загружены работой и бытовухой, и дети представлены самим себе. Сидят в гаджетах и телевизорах. А где им тусоваться?
Я вспоминаю свое детство. У нас были бесплатные развлечения на школьном стадионе: мы проводили вечера напролет, общаясь друг с другом.
Наблюдаю в последнее время все чаще и чаще картину, когда дети сидят за одним столом, на одной лавочке и каждый уткнулся носом в свой телефон. Я живу в деревне. Здесь подросткам негде проводить время. Им негде тусоваться, учиться общаться друг с другом. Думаю, что эти дети знают, как делать детей, но не знают, как ухаживать и общаться. Радует, что я вижу и детей, у которых яркая жизнь: общение, поездки, участие в проектах, конкурсах, но таких детей мало. И я искренне надеюсь, что ошибаюсь, и их значительно больше.
– А теперь перевернем и спросим, а современный педагог – какой он?
– Думаю, что все педагоги, которые с любовью делают свое дело – современные. Они развиваются, пытаются быть полезными и созидают. Я знаю много талантливых педагогов, которые идут в ногу со временем. И не важно, сколько человеку лет, и молод ли он душой и телом, он просто современный. И я знаю педагогов, которые не могут в ворде напечатать простой текст. Меня это огорчает, так как это минимальные навыки работы с компьютером. Еще больше огорчает, что они и не хотят учиться, их все устраивает. Меня это пугает, так как считаю, что педагог – это человек, который постоянно учится и совершенствует свои навыки и знания.
Переезжая в Лепельский район, мне дали напутственные слова, что если работу не найду, то может хотя бы в сад проситься работать или кружки вести. Я сказала, что никогда в жизни! На данный момент моя работа очень тесно и непосредственно связана с кружками (сейчас они называются «объединения по интересам») и дошколятами (обучаю математике и чтению).
Больше всего в работе я люблю творческий «шум», исходящий из кабинетов педагогов. И беготню детскую на коридорах тоже люблю. Тогда Центр детей и молодёжи живет. Радуюсь смеху педагогов. Особенно ценно это сейчас, в эпоху ковида. Горжусь, когда мои педагоги поднимаются на сцену за своими наградами.
– Наблюдаю такой момент – родители не так много и знают о том, что происходит на кружках. Что там учатся не только соломке и шитью куколок. А почему так?
– Думаю, что такое мнение складывается только потому, что педагоги сами не заявляют о себе, о том насколько они клёвые и современные. Первое время меня злило, что люди в городе не знали где находится Центр детей и молодежи. Для многих мы — ЦДТ или Дом пионеров (кстати о современности, 21-ый век, а нас все по старинке некоторые называют Домом пионеров). Педагоги так гордились, что они умельцы и мастера, но такое ощущение складывалось, что они стеснялись сказать, где они работают. И я стала заявлять о нас через блоги, потом завела группу в ВК. И нас стали замечать.
– Образование – это выжимальная система. Для всех: родителей, детей, учителей. Как не дать выжать себя? Не выгореть? Не стать функцией, а остаться педагогом-созидателем?
– Сопротивляться выгоранию, всем сердцем и душой! Слушать сердце и вовремя остановиться. Невозможно все успеть. Остановиться ещё до того момента, когда пламя в сердце начинает гаснуть. Очень трудно его разжечь снова. Тут не помогают слова, тут только вера в Человека и его работу. Вера в себя, как в Человека. Вспомнить, ради чего пришел в образование, и действовать. Одно знаю, каждый педагог уникален и на его место десятки не стоят на улице. Иногда я вижу потухшие глаза. И тут важно понимать, нужно ли человеку, чтобы они снова загорелись на этой работе? Да что скрывать, я и сама год была не только с потухшими глазами, но и вырванными с корнем крыльями. Год вела работу сама с собой, чтобы подняться с колен, ведь ответственность не только за себя, но и за свой коллектив.
– В профессии тебе повезло, считаешь?
– Мне повезло по жизни с коллективами. У нас была замечательная группа в полоцком педколледже. В школе, куда я пришла молодым специалистом, ко мне относились как к Человеку в первую очередь. Вот представьте мой внешний вид молодого специалиста: корсет, красная юбка в шотландскую клетку, берцы, разноцветные волосы. И это не спугнуло коллег, а уж тем более детей. Мудрые коллеги просто дали время «перебеситься». Потом я пришла работать в Центр детей и молодёжи. Творческий коллектив – это еще та бомба замедленного действия! У каждого свои таланты и «тараканы». В центре я начинала работать педагогом дополнительного образования, потом стала заместителем директора по учебно-методической работе, а потом, так сложились обстоятельства, что стала директором.
– Какой ты директор?
– Я не работаю с насилием и угрозами. Мне проще оставить эту должность, чем кого-либо заставлять. Мой метод – открытый разговор и правда. Я умею признавать свои ошибки и извиняться, если была не права. Всегда даю шанс человеку, как дал шанс мне мой бывший директор. Могу сказать точно, если в человеке не топтать личность, то это принесет гораздо больше пользы не только для человека, но и для всего его окружения. Еще будучи педагогом, искала для своего портфолио кредо. Искала для портфолио, а нашла для себя следующее. «Человек может только то, к чему он стремится, чего добивается; он имеет только то, что сделал сам; затраченные усилия дают ему величайшие наслаждения, блаженство человека в его творчестве...» Если быть откровенной, иногда, а точнее, почти всегда, ощущаю себя временным человеком на должности директора. Такое ощущение, что я на должности, чтобы навести порядки. И я их уже почти навела.
– Мне кажется, ты по-хорошему дерзкая в профессии?
– Я люблю вызов. Я принимаю участие в республиканских научно-методических конкурсах. Ежегодно. И ежегодно на отлично. И всегда танцую – в прямом смысле слова – от радости. Одна из моих последних любимых конкурсных работ – лэпбук «Кола святаў». Я привыкла, что работу делать нужно с душой и толком, порой не жалея своего личного времени и сил. Еще в колледже наша общая знакомая Снежана Ильинова (теперь Троцкая) сказала мне: «Делай для других так, как будто для себя». Эти слова я запомнила на всю жизнь. Так вот, если я берусь за дело, то со всей душой. Не для показушности, а для себя и для других. Я благодарю мужа, который терпит мои бессонные творческие ночи и беспорядок на столах, пока проект не будет готов. Готова со всеми делиться наработками. Материалы оставляю в открытом доступе, если кому нужно, то и сейчас могу поделиться.
– На повышение хочется?
– В свои тридцать шесть я уже достигла многого. Заявила о себе и своем коллективе. Попала на доску почета, что было для меня какой-то недостижимой наградой (я уже говорила выше, что о нас никто не знал и не признавал). Получила грамоту Совета депутатов, дипломы Министерства образования за свои «мозги» я получаю ежегодно. Я достигла всего, о чем даже боялась думать семь лет назад! Мне не к чему больше стремиться. Теперь я хочу просто любить свою работу и заниматься творчеством. У меня честные отношения с начальством. Во всяком случае с моей стороны. Начальником повыше я становиться точно не хочу. Не мое.
– Ты училась в Полоцке, частенько тут бываешь...
– Полоцк для меня – город моей молодости и беззаботности. Я любила наш колледж. Я его называла музеем с ценными экспонатами (учителями). Не могу удержаться и каждый раз проезжая мимо колледжа, говорю мужу и дочке – здесь я училась. Хочется в общежитие заглянуть... Мы иногда по семейным делам приезжаем в город. Мне приятно пройтись по улицам. Много воспоминаний.
– Ну и в конце, что бы ты сказала родителям, и как мама, и как педагог.
– Родителям хочу сказать, что не учителя воспитывают детей, а родители... своим примером, поведением, словами. Вспоминается мне случай из жизни, когда наша дочь ходила в детский сад и вечером жаловалась, что ей в саду нечем «похвастаться» перед детьми. Мы с мужем не ругаемся, не бьёмся...
Сейчас дочь говорит, что мы неправильные родители, так как не говорим ей, куда поступать, ведь ее одноклассникам родители говорят, возможно, заставляют. Меня и мужа никто не заставлял.
Я класса с 6-го знала, что хочу быть учителем. Я выбирала работу сердцем. И это я просто не знала, что есть такая работа педагога дополнительного образования. Но мечта и интуиция меня не подвели. Полоцкий колледж дал мне замечательное образование. Каждый педагог оставил только хороший след в моей душе и вложился в формирование моего характера. Надеюсь, я их не подвела.