Помните, как мы задавали очень простые (местами даже нарочно глупые) вопросы археологу? А он взял и здорово, максимально понятно ответил. Материал вызвал интерес, а мы решили поспрашивать и других специалистов. В этот раз нашим гостем станет репетитор – родители школьников наверняка дочитают этот текст до конца. Тем более, сейчас все обсуждают изменения в системе образования, так что весьма актуально.
Екатерина Иванова, фото из архива героя
Ответить на наши простые и прямые вопросы согласилась полочанка Ольга Батова, репетитор по английскому языку. Посмотрим, что получилось.
– Вот мы учились раньше, без всяких репетиторов. И ничего, школу как-то закончили, в вузы поступили. А сейчас каждый второй выпускник с репетитором. Это почему так, дети же не стали глупее?
– А вы уверены, что раньше никто не посещал репетиторов? Всегда были и будут как отличники, так и отстающие. Сегодня просто больше возможностей для рекламы, объявлений.
– Ну да, просто, может быть, дополнительные занятия с учителями раньше назывались иначе. А почему репетитор – это дорого?
– Не всегда. Каждый репетитор сам оценивает свой труд. Также цена зависит от региона проживания. Но вообще тут надо вспомнить поговорку «время – деньги». Репетитор объясняет материал для конкретного ученика, проверяет домашние задания. Найти нужные задания, которые интересны определенному ученику — это тоже время. А иногда нужно и собственные упражнения составлять. В школе же все задания одинаковые для каждого. Нравится, не нравится — это программа.
– Мы думали, что репетитор – это всегда индивидуальное занятие. А сейчас они собирают группы и по 5 человек. Это как?
– Все просто: желающие с одинаковыми целями и уровнем подготовки встречаются вместе и занимаются вместе. Это и дешевле, и веселее. Что уж скрывать, это также это выгодно для самого репетитора. Представьте, у вас 5 одинаковых занятий в день индивидуально либо одно, но с пятью учащимися сразу? Экономия денег, времени, сил. Ну и снова же: классно, что сейчас есть выбор. Причем не только для учеников, но и репетиторов. Ведь один хочет ходить с другом, другой – индивидуально, третьего интересуют только групповые занятия. А репетитор может заниматься только онлайн или только с определенным возрастом.
– Не раз слышали, что репетитор отказывается от ученика. Мол, у того нет желания и мотивации. А что, их нельзя развить прямо во время занятий?
– Не всегда получается. Например, вы не любите изюм. И что, съев пару булочек, вы вдруг все-таки поймете, что это вкусно и классно? Вряд ли. Точно также и с занятиями. Если у самого учащегося нет внутреннего стимула, то для него занятия будут лишь тратой времени. Главное не думать, что это плохо. Это нормально! Все разные, у каждого разные интересы и способности. Но обычно такие ученики сами со временем уходят.
– Будет ли год занятий с репетитором гарантией того или иного балла на ЦТ?
– Ну, только если минимального, так точно. В подготовке к ЦТ ученик правит бал, так как репетитор лишь помогает понять материал, проверяет выученное, объясняет. То есть он является мотиватором и более легким путем в подготовке к такому важному тесту. Но теория — это одно, а практика – совсем другое. Абитуриент должен практиковаться и практиковаться, ошибаться, запоминать свои промахи (которые подсказывает репетитор) и снова практиковаться. Очень важна усидчивость, она помогает добиться высоких результатов.
– В репетиторы идут те, кого разочаровала работа в школе?
– Не думаю, ведь много репетиторов, которые параллельно работают в школе. Это хорошая подработка. Да и чего разочаровываться работой в школе? Как и везде, первые годы сложно из-за отсутствия опыта. Это стереотип, что работать в школе плохо.
– Если репетитор задает домой школьнику гигантское количество заданий, в чем смысл? И без специалиста решай такое каждый день, так и сам сдашь предмет хорошо.
– Гигантское количество заданий — это мощно. Такое задавать можно, только зная уже, что ученик справится. Но репетитор — это тот самый волшебный пендель. Ты можешь сам решать огромное количество заданий полгода, а можешь все сделать за неделю, потому что тебя проверят. А без такого контроля хочется отложить работу, пожалеть себя, завтра сделать. И так до бесконечности.
– К репетитору идут в большей степени ленивые школьники? Или, наоборот, «ботаны»?
– Ленивые точно не пойдут. Но вообще не нужно делить учеников. Есть те, кто хочет подтянуться, лучше ориентироваться на занятиях в школе. Есть и те, кто хочет идти не по программе школы. Кто-то просто хочет поддерживать себя в тонусе.
– Допустим, я ходила к репетитору 2 года перед поступлением. И сдала ЦТ на 100 баллов или около того. На сколько процентов это моя победа, а на сколько – репетитора?
– 80% победы ученика, я считаю. ЦТ — это не только знания в голове, но и умение собрать волю в кулак, сосредоточиться, ничего не забыть. И тут уже репетитор ничего не сделает, даже если на занятиях все получалось.
– И на десерт дайте, пожалуйста, вредный совет от репетитора.
– Вредный советик? Хм, можете ничего не помечать на занятиях, ведь и так все запомните.
Чітайте также: День (не)встречи выпускников. А вы дружите со своими одноклассниками?