В Полоцкой Художественной галерее открылась выставка фотографий новополочанина Павла Грозберга. GOROD214.by поговорил с автором о профессии фотографа, клиентах и самой запоминающейся съёмке. Посмотреть на выставку вживую можно до 15 февраля.
— Как ты начал заниматься фотографией?
— На свой первый фотоаппарат я снимал всё подряд: природу, скелеты рыб. Переломным моментом стала фотография племянника, сделанная 8 лет назад. Мальчик был в движении, со своими эмоциями. Так у меня получился первый портрет. Эта фотография запала мне в душу.
На какое-то время от фотографии меня отвлекла музыка. Я занимался ей очень плотно. Тогда я начал делать музыкальную студию, что вытянуло все мои деньги, я даже фотоаппарат продал.
Павел Грозберг
Вновь к фотографии вернулся после поездки во Францию. 6 лет назад в Париже проходила выставка Себастьяна Сальгадо «Исход». Мне посчастливилось побывать там. И выставка, и фильм «Соль земли», непосредственно связанный с творчеством фотографа, очень впечатлили меня. Так я вернулся в фотографию.
— Ты где-то учился этому?
— Я самоучка. Фотографию изучал по книгам, статьям. Особенно тщательно изучал самих фотографов. Начал с фотографов-портретистов. Пересмотрел все документальные фильмы, посвященные им. У них и учился: у кого-то тонированию фотографий, у кого-то работе с людьми.
Мне кажется, что в современном мире вообще не обязательно получать высшее образование во многих сферах. Ведь что такое сейчас высшее образование? У меня тоже есть высшее образование, я инженер по радиоэлектронике. А работаю киповцем на «Нафтане».
— Как тебе удаётся совмещаешь основную работу и фотографию?
— Тяжело. Над фотографией работаю по выходным и вечерам. Если есть работа на студии и фотография делается при искусственном освещении — работаю вечером. Если нужен естественный свет — в выходной.
— Почему не уходишь в фотографию полностью?
— Она не прокормит. И дело не в большой конкуренции, а в идее. Люди хотят фотосессию, как у всех. Сейчас были актуальны семейные фото у ёлки и камина, например. Назвать это семейной фотографией я не могу. Семейная фотография – это когда видишь, что перед тобой конкретная семья. На этих же фотографиях просто группа людей. Папа часто недовольный, потому что он и не хотел фотографироваться. Вся семья находится в месте, никак с ней не связанном. На лицах членов семьи чувства, которые они не испытывают.
Мне важен сам человек. Поэтому я мало зарабатываю. Если бы для меня фотография была способом заработать деньги, я бы снимал свадьбы.
А вообще, сейчас такое время, что люди становятся знаменитыми за год, и тому даже причины нет. А есть люди, которые всю жизнь трудятся и так и не становятся знаменитыми.
— Как ты выбираешь, кого фотографировать?
— Если у меня есть идея, назовём это сюжетной съёмкой, я приглашаю сам. Так было и с работой, где изображён парень с рогами. Он приходил на мою прошлую выставку, затем подписался на меня в инстаграме. Я сам ему написал, когда мне понадобился парень с бородой для реализации моей идеи. Он согласился, оказался тренером Хоккейного клуба «Брест». Когда у его команды здесь проходила игра, он пришёл ко мне на съёмку.
Если это классический портрет – клиент сам меня находит. Но я стараюсь общаться с клиентом максимально долго перед съёмкой, чтобы он раскрепостился. Диалог — залог реалистичной фотографии.
— Какие съёмки тебе особенно запомнились?
— Съёмка в Боровухе на песочных карьерах. Там мы делали фото темнокожего парня, который был как бы прибит к кресту. Конечно же, рядом было много удивлённых случайных прохожих.
— В своём творчестве ты часто поднимаешь тему расизма. Почему она так важна для тебя?
— Потому что я в этом живу. Я вижу, как люди это переживают, я слышу истории, которые они мне рассказывают. И меня это бесит. Бесит, когда человека бьют из-за цвета кожи.
— Ты считаешь, что фотография может изменить человека?
— Меня же изменила. Так и каждого может изменить. Песня, книга, фильм, всё может изменить. Каждый должен найти то, что его изменит. Человек должен видеть то, от чего у него мурашки по коже. Вот пример: фотография на выставке Себастьяна Сальгадо, где мужчина несёт тело сына и выкидывает его в яму. Это впечатляет. В этом смысл фотографии. Фотограф должен понимать людей и должен напоминать им о важных вещах.
— Чего ты хочешь достичь в фотографии?
— Хочу заниматься фотографией с теми, кому это надо. Хочу сотрудничать с актёрами, музыкантами. А вообще у нас много непаханых полей, многими темами ещё не занимались, масса талантливых фотографов, о которых мы ещё не знаем.
Фото: Кирилл Смоляков
Читайте также: Карьера в IT, что хорошего (и не очень) в белорусских вузах, почему уехал из Полоцка — история Джеймса Аквуха