Поговорили с полочанином Егором Мелиховым о том, почему маленькие детские увлечения могут привести к большим взрослым успехам.
Егор Мелихов, фото из личного архива
В детстве он, как и многие, снимал друзей на родительскую «мыльницу». Видно, еще в юные годы внутренняя оптика не позволяла пройти мимо маминых журналов, классные фото из «Каравана историй» и даже каталогов косметики цепляли его взгляд. А потом этот взгляд сфокусировался на индустрии моды как месте самореализации. Только до того, как снимать показы Игоря Чапурина и Александра Арутюнова, Егор закончил военный ВУЗ, даже успел дослужиться до старшего лейтенанта.
– Расскажи, с чего все начиналось?
– Наверное, с моей любви к музыке. Слушал ее в детстве, юности очень много. Особенно нравилось смотреть музыкальные клипы: в то время они были шедевральные, высокобюджетные. Потом серфил в интернете, искал и сохранял картинки из каких-то модных фотосессий, фотографии красивых людей и т.д.
– Но после школы ты поступаешь в военный ВУЗ…
– Да, высшее образование получил в Питере в Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского. По специальности я инженер-геодезист. Но еще во время учебы накопил на профессиональную камеру, снимал «репортажку», друзей, тусовки, словом, все, что было вокруг. Пошел учиться в фотошколу, но не могу сказать, что оно того стоило. Начал практиковаться: репортажи с вечеринок, съемки друзей, опыт в студии и как-то все поехало. Закончил учебу, вернулся в Беларусь в должности лейтенанта, дослужился в Минске до старшего лейтенанта. Но и там не забывал о своем увлечении. В Минске я уже понимал, что буду увольняться. Специальность была хорошая, но я знал, что это не мое. Мне хотелось снимать и развиваться именно как фотограф.
– А родители, как они это восприняли?
– Нормально, они меня поддержали. Несмотря на то, что мой отец военный, поняли и приняли. Волновались, конечно. Но они у меня понимающие.
– То есть уволившись, ты едешь в Москву…
– Да, мы с женой уезжаем в Москву. Кстати, первая моя работа в столице – продавец в брендовом бутике в ГУМе. Через несколько месяцев меня заметили, я стал визуальным мерчендайзером, оформлял витрины. Но параллельно всегда снимал, потому что хотел быть только фотографом.
– Но там же конкуренция, как пробиться?
– Конкуренция в Москве достаточно жесткая. Много новичков, они демпингуют рынок. Кстати, можно сказать, что рынок фотографии в России достаточно закрытый: мало кто озвучивает цены. А так нужно просто очень стараться. Давать объявления в Инстаграм, например. Я еще мониторю рынок, смотрю сам, с кем хотел бы поработать. Пишу лично на почту, отправляю портфолио (для этого веду целую базу Excel по категориям). Далеко не все так делают, это довольно энергозатратно. Но доминирует в поиске, если честно, сарафанное радио. Сам хожу на мероприятия, знакомлюсь с людьми из околомодной тусовки, то есть через общение и контакты можно действительно раскрутиться. Но без качества работы, конечно, это мало поможет.
– Сталкивался ли с какими-то стереотипами о своей профессии?
– Не сказал бы. Ну, разве что многие думают, что фотограф – это какая-то супертворческая профессия. Нужно просто очень много работать. Съемка может длиться и 2, и 3, и 8 часов. А до нее еще подготовка, обсуждение условий с заказчиком и многое другое. Потом нужно искать команду: стилисты, визажисты, модели. Свои съемки я продюсирую сам. Создаю мудборд, презентацию, показываю команде визуализацию. Я должен думать о настроении, позах моделей, световых схемах и о мейкапе: если нужно, занимаюсь этим всем. Потом сама съемка, а потом отбор кадров (это занимает очень много времени). Ретушью я тоже занимаюсь. Кстати, ретушер – это отдельная профессия, то есть фотограф не обязательно должен делать это сам.
– Над чем сейчас ты работаешь?
– Какое-то время я работал на определенного заказчика, потом был фрилансером – в 2020 году это было непросто. Сейчас работаю с компанией мужской одежды класса lux. Очень рад, что мы нашли друг друга: можно креативить, хочется вкладываться и делать еще лучше. К слову, отбирала меня на эту работу моя коллега из Беларуси. Белорусов в Москве немало, между прочим, именно в моей профессиональной среде.
– «С нуля» в профессию, наверное, не придешь?
– У меня была только камера. А еще рвение, терпение, большое желание. Это потом, если хочешь развиваться, нужно иметь хорошую технику: и штативы, и вспышки, и камеры, конечно, объективы. Все это стоит немалых денег. Кое-что, при необходимости, можно взять в прокате. Опять же, флэшки, жесткие диски, к таким затратам тоже нужно быть готовым.
– Важно ли сейчас для модного фотографа снимать для журналов? Или эти времена прошли?
– Важно, конечно. Благодаря тем же публикациям в журнале, твоя работа будет стоить дороже. В зависимости от имени журнала, конечно. Я тоже печатаюсь в журналах: мои работы были в российских Vogue, Harper’s BAZAAR, InStyle и не только. Снимал обложку для журнала Numero.
– Круто. Дома часто бываешь? Что здесь изменилось?
– До закрытия границ 2-3 раза бывал за год. Сказать, что многое изменилось в Полоцке за годы моего отсутствия, не могу. Поддерживаю общение с друзьями по школе, конечно, но это буквально пару человек. В городе мало что меняется – открываются торговые центры, но это ли показатель. Хотя знаю, что ребят с прогрессивными взглядами немало. Но многие уезжают, что скрывать.
– Что тебя вдохновляет?
– Люди. Прежде всего. Искусство – люблю ходить на выставки, стараюсь смотреть хорошее кино (подсел на черно-белые фильмы), в театр тоже хожу. Привлекает интерьерный дизайн. Занимаюсь спортом, бегаю, хожу в тренажерный зал. Вот увлекся йогой – пока что сам, дома, по видеоурокам. Барная культура мне тоже интересна, делаю разные коктейли, первые опыты друзья уже оценили. Из музыки – рок, джаз.
Все фото: egormelikhov.com
– Допустим, нас сейчас читают ребята, которые не прочь пройти такой же путь. Что им посоветуешь?
– Я всегда стараюсь быть в курсе модной повестки, слежу за трендами. Если хочешь снимать модное и стильное, оказываться со своими работами на страницах главных журналов, должен быть в теме. На творческих съемках отрабатываю персональный стиль. Для фотографа это очень важно. Если снимаешь как среднестатистический кто-то, вряд ли тебя позовут. Позовут того, кто имеет свой стиль, свой характер. Ну а если едешь в большой город, имей «подушку безопасности», финансовую, хотя бы на пару месяцев. Можно кому-то набиться в ассистенты, у меня, кстати, он тоже есть. Пойти на стажировку, хотя в России они или низко оплачиваются, или вовсе без оплаты. Но как опыт и школа жизни – это очень даже неплохо.
Ну и, конечно, любить свою работу. Жить ею, учиться. Наверное, ничего нового я не сказал, но это, как ни крути, действительно так.
Читайте также: Необычный арт-объект может появиться в Полоцке. Поговорили с дизайнером Игорем Куржаловым – бывшим Главным художником города