Когда мы говорим, что Полоцк – город особенный, то связываем это чаще всего с его историей и культурой. И не каждый местный житель назовет своих современников, которые прямо сегодня создают культурный код города. Но жаловаться не будем, а будем исправлять досадный факт. Наша героиня – полоцкая художница Екатерина Мясникова. Кто-то из читателей, наверняка, уже подписан на нее в соцсетях, кто-то бывал на выставках или даже сотрудничал с Екатериной. Кстати, 7 июля открывается ее выставочный проект «Каля нуля», и это отличный повод поговорить с автором о Полоцке, искусстве, больших фигурах нашей культурной жизни и не только.
Автор: Катерина Иванова
Екатерина Мяникова, фото из личного архива
«Художником в провинции быть не так трудно, как быть художником из провинции»
– Екатерина, а что для вас значит быть полочанкой?
– Я как-то никогда об этом не задумывалась, но, наверное, свою идентичность в плане отношения к определенному городу, к месту, где ты родился, определяешь, когда уезжаешь. У меня был период, когда я училась, а потом жила и работала в Минске, и именно там я поняла, что я очень горжусь тем, что родилась в Полоцке. Тем, что могу сказать, что я живу в городе, который помнит Евфросинью Полоцкую, который помнит Скорину. Для меня это не было каким-то пафосом, это, скорее, некое образующее начало, то есть то, что составляет очень важную часть меня. Мне очень сложно сказать, какую именно, но просто, когда ты в этом растешь, взрослеешь, духом и пониманием пропитываешься, это приносит какие-то плоды.
– Давайте в самое начало. Когда вы стали художником? Как вообще человек становится художником и понимает, что это все по-настоящему, что это моя работа?
– Никогда не было цели стать именно художником (по крайней мере, в детстве). Просто так сложилось, что, перепробовав кучу кружков, начиная с танцев и заканчивая выжиганием по дереву, в итоге родители отвели меня в художественную школу. И к окончанию этой школы я поняла, что из всего меня действительно интересует изо, при чем я думала, что буду учителем рисования. И меня это вполне устраивало. Я думала, что буду самым лучшим в мире учителем изо! Вот, было такое желание. Тем более, у меня родители педагоги – то есть это было абсолютно нормально.
Другое дело, что со временем, когда начинаешь работать и примерять на себя разные профессии, когда начинаешь понимать, что же ты все-таки из себя представляешь – осознаешь, что без чего-то ты не можешь. И для меня, наверное, определение профессии «художник» такое. Это человек, который не может не писать. То есть вот ему надо рисовать, что-то создавать, творить, без этого он просто не в состоянии жить. Художник – это работа, каждый день ты ходишь в мастерскую и пишешь, без этого очень сложно представить себя художником.
Получается такая забавная формула: то есть ты не можешь не создавать, это потребность, норма и часть души, только так живешь, с другой стороны – если убрать всю романтизацию – это работа и труд. Это, в какой-то степени, постоянная неудовлетворенность, то есть ты постоянно должен становиться лучше, стремиться превзойти себя сегодняшнего. Это действительно постоянная работа над собой, наращивание уровня своего мастерства.
Winter shades, 2018 год
– А как это – быть художником в провинции?
– Художником в провинции быть не так трудно, как быть художником из провинции. Есть определенные комплексы, нюансы: когда приезжаешь в большой город, почему-то пытаешься другим что-то доказывать. Наверное, это и есть комплекс провинциала. Есть республиканские выставки, есть Белорусский союз художников, основные премьеры и события проходят в Минске. Чтобы дотуда добраться, привезти свои работы, чтобы тебя узнали и заметили, надо тратить больше времени.
Есть и сложности с тем, чтобы выставиться в хороших залах. А чтобы тебя заметили, ты обязательно должен выставляться. Интернет – это хорошо, это классно, но есть ряд условий, по которым ты должен иметь республиканские выставки (чтобы вступить в тот же БСМ). Это выставки-офлайн, это площадки уровня Палаца Мастацтва в Минске. То есть надо все отслеживать, привозить работы, проходить выставкомы, которые доставляют массу неудобств, когда ты живешь в провинции.
Во многом жить в Полоцке все же удобно – меньше соблазнов. Больше времени на творчество, меньше времени уходит на посещение тусовок. При том, что я не тусовочный человек в принципе, быстро устаю от людей. Но в том же Минске очень много событий, требующих внимания, и чтобы все успевать, нужно иметь 35 часов в сутках. Поэтому не все так просто и у самих минчан.
Ну и, если брать мой пример, художника из провинции, это не помешало мне организовывать пленэры, республиканские масштабные выставки. Мои проекты показывались на главных площадках Беларуси, я вступила в Белорусский союз художников. То есть все относительно. Если есть желание, энергия, понимание того, что ты должен и что ты можешь делать, какая разница, где ты живешь.
На пути к тайне, 2018 год
О тех самых пленэрах на Витебщине, необходимости искусства и картинах, которые нужно покупать сейчас
– Знаю, что некоторые полочане ассоциируют ваше имя именно с пленэрами. Расскажите о них, что это за проект такой интересный был?
– Я организовывала их на протяжении 10 лет. Это был отличный тандем с нашей полоцкой поэтессой Лерой Сом, и очень плодотворное сотрудничество, начавшееся в 2005-ом году и завершившееся в 2017-ом году. Речь о серии пленэров «У пошуках Атлантыды», проходивших на Витебщине. При чем, каждый год – новое место, со своей историей, своими памятниками архитектуры. Это было очень насыщенное, интересное время. Витебщина очень богата объектами старины, объектами историко-культурной ценности, и мне очень хотелось показать красоту этой земли. Привлечь внимание к тому, что это наследие может быть утрачено. И, конечно, очень хотелось заинтересовать этим движением молодых художников, потому что, в первую очередь, проект был организован для них.
Это была, по сути, попытка создать круг единомышленников, и у меня это получилось. Люди дружат и общаются до сих пор, и для меня это одна из главных ценностей – те дружеские связи, которые возникли, благодаря пленэрам. Конечно, это была очень большая организационная работа. Ведь после пленэров были еще и выставки, которые мы возили по региону и даже в Минск. До сих пор удивляюсь, как мы сумели это все провернуть, иногда просто на голом энтузиазме.
– Вы еще и дипломированный искусствовед. Рискну задать вечный вопрос: а зачем искусство людям?
– Вопрос сложный. Но я считаю, что искусство – это единственное, что делает нас людьми. Тот божественный огонь, который заставляет человека творить, наверное, именно это то, что отличает нас от животных. Это то, что возвышает человека над бытовыми вещами. Это то, что утешает человека, что способно дать убежище. В конечном итоге искусство – это то, чего требует душа. Все самое великое и все самое низменное описано в произведениях искусства. Это единственный способ выразить всю гамму чувств. Для меня лично это убежище и способ жить, наверное, как-то так.
– У вас очень интересный, живой инстаграм. Над некоторыми постами просто «зависаешь», потому что они про думать и про чувствовать. И был, среди прочих, пост о том, что картины надо покупать сейчас. Наверное, не все задумываются об этом.
– Есть расхожая фраза, что мертвому деньги не нужны. В такие непростые периоды для страны в целом (как сейчас, например) художник зависит во многом от того, приобретают ли его работы. Художник как медиатор всего того, что происходит, нуждается в эмоциональной поддержке. А когда приобретают твои работы, ты чувствуешь свою востребованность и собственную нужность.
О работе над очень крутой полоцкой книгой, должности главного художника Полоцка и застройке Нижне-Покровской
– Вернемся в Полоцк. Вы иллюстрировали книгу «Полацкая кухня і яе традыцыі. Стравы з глыбінкі», мы писали о ней. А расскажите подробнее.
– Да, я принимала участие в ее создании. Это было очень интересное сотрудничество с дизайнером. Мои друзья, которые создавали эту книгу, попросили меня помочь дизайнеру, нарисовать иллюстрации, дополнить издание. А книга действительно крутая, потому что в ней собраны рецепты, которые являются традиционными, блюда по которым стоит приготовить. Эта книга – настоящая исследовательская работа, не уверена, есть ли аналоги в Беларуси таких книг. В любом случае, то, что мы сделали – это круто.
– Мы согласны! А можно немного провокационный вопрос. Представьте, что вы стали главным художником Полоцка. За что бы взялись? Что бы исправили?
– На самом деле мы с коллегами неоднократно разговаривали на эту тему. И, как правило, наши переживания и дебаты касаются установки памятников на территории Полоцка. Иногда вызывает искреннее недоумение, почему именно эти, именно так и в этих местах. Периодически вызывает вопросы раскраска зданий, но это в меньшей степени, наверное.
Должны быть определенные требования к застройке таких городов как Полоцк. То есть применительно к городам со статусом музеев, которые являются такими историческими значимыми, действуют определенные требования по высотности зданий, по архитектуре. По застройке той же улицы Нижне-Покровской, например. У меня до сих пор вызывает недоумение, каким образом это чудовищное архитектурное сооружение под названием «Парус» было построено на этой улице. Каким образом было получено разрешение на строительство этого здания, изуродовавшего береговую линию? Как можно было поставить это в Полоцке, я не знаю.
То есть, отвечая на ваш вопрос о главном художнике, я бы, как минимум, избегала строительства подобных сооружений на территории города. А вообще, что касается Полоцка, в некоторой степени это больная тема.
Shepherds of the moon, 2020 год
Об именах, которые точно нужно знать полочанам, и той совершенной милоте, которую валяет из шерсти Екатерина
– Какой он, Полоцк художественный? Давайте пройдемся по именам, очень хочется, чтобы полочане их знали.
– Так получилось, что большинство моих проектов я реализую в Витебске или в Минске. Не могу сказать, что я как-то встроена в художественную жизнь Полоцка. Но из тех имен, которые я могу назвать, это, конечно, Иван Иванов и другие педагоги (и мои друзья), которые работают в полоцкой художественной школе. Я считаю, что это те люди, что действительно создают наше будущее, они учат детей, которые, возможно, станут художниками, вернутся в Полоцк и будут менять этот город к лучшему.
Еще, конечно, стоит упомянуть Евгению Ковалеву. Это режиссер театра исторического костюма «Полацкі звяз». Это человек, который ставит передо мной интересные задачи – создание реквизита, костюмов для постановок. Она двигает мою фантазию (да и не только мою) к тем направлениям, с которыми я еще никогда не работала. Вообще работа в театре очень развивает, учит делать из ничего очень многое. Занимательный опыт в моей жизни, безусловно.
Также хочу сказать об Анне Шелеповой (режиссер театра АРТ), мы с ней много лет дружим, и я всегда помогаю ей, если могу чем-то помочь. Очень приятно, когда мои идеи реализуются Аней – это на самом деле очень круто.
Не могу не сказать о Татьяне Козик, нашей знаменитой художнице, гобеленщице. Для меня это человек республиканского масштаба, не меньше. Она создает удивительные по лиризму гобелены, и ее выставки и проекты всегда большое событие. А еще из имен-ассоциаций с Полоцком – Александр Коновалов, художник, чьим творчеством я восхищалась еще в пору учебы. Это человек утонченного вкуса, очень эстетский, он создает произведения, которые могли бы быть приняты с огромным интересом в Европе. Это абсолютно фантастические работы. И, конечно, в основном художественная жизнь города сосредоточена в полоцкой картинной галерее: там часто проходят интересные проекты.
Работа новополоцкой художницы Ольги Якубовской, посвященная Екатерине Мясниковой и ее собаке Юте
– Надеюсь, полочане будут почаще туда заглядывать и интересоваться полоцким искусством в принципе, у нас действительно много уникальных, талантливых людей. А еще не могу не спросить о ваших игрушках. Наверное, это самая милая часть вашего инстаграма.
– Лет, наверное, пять назад подруга мне показала, как свалять из шерсти что-то очень простое, кажется, шарик или сердечко. Мне не нравится валять вещи, что-то практичное, но очень нравится придумывать персонажей, всяких зверюшек. Когда я их придумываю, я смотрю фотографии или видео настоящих зверей (как это было, например, с барсуками или сурками), а потом уже, отталкиваясь от того, как они выглядят в действительности, я придумываю, как они будут выглядеть в шерстяном виде.
Это очень кропотливая работа, а для меня – замечательная возможность чем-то заниматься, когда по каким-то причинам я не могу рисовать (например, из-за погоды невозможно выйти на пленэр). Иногда это бывают заказы, и заказчики меня тоже часто удивляют. Например, так я создала несколько волчков из мультфильма Норштейна, и один из них живет у самого Юрия Борисовича.
Несколько раз мне уже предлагали поучаствовать со своими зверьками в выставке, но пока полноценный зверинец у меня не собирается (мои зверюшки разъезжаются). Да и валяние из шерсти не самое дешевое удовольствие, потому, когда есть возможность заняться любимым делом, да еще и под заказ, что как-то окупает затраты, я всегда очень рада. Зато у моих друзей никогда нет проблем с тем, что мне подарить – шерсть, иглы и прочие вещи для творчества.
Наверное, здесь должно быть место для красивого финала, напутствия или какой-то ожидаемой высокой мысли с многоточием. Но что-то мне подсказывает, что в беседе с Екатериной нет ничего такого искусственного, нет самолюбивания и пафоса. Кажется, Катя именно тот человек, что любит искусство в себе, а не себя в искусстве. А нам только остается пригласить читателей на выставку героини (если будет такая возможность, не упустите), и обязательно зайти в гости в ее инстаграм – он прекрасен.
Чытайце таксама: «Многие пациенты не готовы к тому, что они здоровы». Спросили невролога из Полоцка о головной боли, необычном образе и мечтах белорусского врача